Главная >> Общество и происшествия >> Кубанский пиар: от бессмысленного и беспощадного к осмысленному и человечному

Кубанский пиар: от бессмысленного и беспощадного к осмысленному и человечному

Кубанский пиар: от бессмысленного и беспощадного к осмысленному и человечному

Пресс-секретари Кубани объединились, чтобы дать журналистам то, что те хотят, и взять то, что хотят они от журналистов.

Появившееся на этой неделе объявление о создании Ассоциации пресс-служб под эгидой Союза журналистов Краснодарского края вызвало у некоторых кубанских журналистов ироничную реакцию и сомнения в жизнеспособности новой организации. Портал «ЯСНО» выяснил о целях Ассоциации из первых уст, а именно у ее председателя Александры Кошелевой. Заодно мы поинтересовались у своих коллег, в чем проигрывают кубанские пресс-службы аналогичным структурам в других регионах, и почему некогда набиравшая федеральную популярность станичная журналистка променяла встречи с Путиным на работу пресс-секретарем в коммерческой структуре. Также поинтересовались, за счет чего в начале «нулевых» произошел позитивный перелом в работе пресс-служб силовых ведомств с местной прессой. Об этом нам рассказали бывший пресс-секретарь Госнаркоконтроля Александр Рудич и пресс-секретарь УВД Краснодара Илья Шакалов.

«Времени, чтобы прийти и просто с кем-то побеседовать на приятную тему у нас нет»

Пресс-секретари.jpg

(Заседание Ассоциации пресс-служб. Фото Союза журналистов Краснодарского края)

Первое заседание Ассоциации пресс-служб прошло 1 июля. Около сотни пресс-секретарей разных организаций, государственных и коммерческих, наметили планы работы, решили проводить профессиональный конкурс и выбрали председателя. Им стала один из инициаторов создания Ассоциации заместитель главного редактора газеты «Кубанские новости» Александра Кошелева.

Отвечая на вопрос, почему ассоциацию для фактически пиарщиков создают журналисты, Александра Кошелева сослалась на взаимопроникновение этих профессий, и заметила, что в свое время тоже работала пресс-секретарем.

«Дело в том, что я сама «универсальный солдат» - начинала работать на радио, телевидении, сейчас работаю в газете, но большая и важная часть моей жизни как раз принадлежит к работе в самых разных пресс-службах. Идея создать ассоциацию была уже давно и с этой идеей мы обратились в Союз журналистов . Большое им спасибо – они нас поддержали», - сказала Александра Кошелева.

По мнению председателя Ассоциации пресс-служб, потенциал их сотрудников недооценен, а у самих специалистов по пиару есть острая необходимость общаться друг с другом. И признается, что не ожидала такого большого интереса к новой организации – звонки от желающих вступить в Ассоциацию поступают каждый день.

Основными проблемами во взаимоотношениях журналистов и пресс-служб Александра Кошелева назвала недовольство СМИ качеством присылаемых им пресс-релизов, слабой оперативностью и сложным доступом к первым лицам компаний или ведомств. В свою очередь, пресс-службы хотят, чтобы все материалы публиковались бесплатно, что не всегда получается. И интерес СМИ велик не к каждой пресс-службе, как им хотелось бы. Как отметила Александра Кошелева, журналисты и пресс-службы вместе наполняют информационное пространство, и качество контента, которое туда выдается, зависит от совместной работы пресс-служб и журналистов. А еще от качества кадров, приходящих на работу в пресс-службы. Поэтому в Ассоциации хотят пойти за ними прямо в вузы.

«Все мы хотим, чтобы к нам пришел сразу сотрудник подготовленный, умел все делать качественно, профессионально и быстро. Но где такого взять? Поэтому мы собираемся внедрить в нашу работу схему «студент – пресс-служба». У нас уже есть договоренность с вузами края по проведению студенческой практики в пресс-службах», - рассказала Александра Кошелева.

Председатель Ассоциации пресс-служб уверена, что организация не станет формальностью и просто клубом по интересам.

«Вы знаете, какой напряженный режим работы в пресс-службах, поэтому времени на то, чтобы прийти и просто с кем-то побеседовать на приятную тему нет. Чтобы было понятно, первая наша встреча длилась час и семь минут. Мы за это время успели обсудить наши основные темы, принять решения и разойтись по своим работам», - сказала Александра Кошелева.

«Необходимо генерировать такие инфоповоды, которые журналисты взяли бы в свои СМИ бесплатно»

Наталья Нестеренко.jpg

(Специалист по связям с общественностью сети семейных курортов Alean Family Resort Collection Наталья Нестеренко на встрече Владимира Путина с активом Общероссийского народного фронта в 2015 году)

Нередко руководителями пресс-служб становятся именно журналисты. Причины этому могут быть разные, но то, что профессии эти родственны – бесспорно. Пример тому история нашей коллеги, бывшего журналиста динской «Новой газеты района» и краснодарского издания «Юг Times» Натальи Нестеренко. Сейчас она работает в Анапе специалистом по связям с общественностью сети семейных курортов Alean Family Resort Collection. Смену сферы деятельности объясняет двумя причинами.

«Во-первых, хотелось в рамках своих компетенций попробовать новое направление. Любопытство. Во-вторых, мне захотелось, чтобы в моей работе было больше позитива. Не хотелось больше транслировать негатив, который часто приходится делать, когда работаешь журналистом, новостником, освещаешь политические новости», - рассказала Наталья Нестеренко.

Как и Александра Кошелева, основной спецификой работы пресс-службы Наталья считает то, что каждая пресс-служба хочет, чтобы ее информация была размещена бесплатно, а журналисты этого не хотят - хотят денег. Для этого постоянно необходимо генерировать такие инфоповоды, которые журналисты взяли бы в свои СМИ бесплатно, как интересную для читателей-зрителей-слушателей информацию.

«Мы испекли самый большой ягодный пирог в стране и установили Рекорд России. СМИ активно откликнулись. Провели экологическую акцию «Выпусти рыбку», тоже СМИ откликаются активно», - рассказала Наталья Нестеренко.

Наталья делится наблюдением, что журналисты не всегда внимательны к фактам во время работы на месте или с пресс-релизами, путаются с названием организации. При этом отмечает, что это бывает довольно редко.

«Оперативность хромает»

Наталья Глумова.jpg

(Наталья Глумова)

Корреспондент портала «ЯСНО» Наталья Глумова - один из многих «понаехов» кубанской журналистики. Она прибыла в Краснодар полгода назад из Тюмени. Там работала в газетах, журналах, некоторое время пришлось поработать и пресс-секретарем. Последнее место работы – тюменское интернет-издание. Так как на портале «ЯСНО» ее амплуа стали журналистские расследования и прочие острые темы, то ей часто приходится общаться с пресс-секретарями различных структур напрямую.

«Если говорить о городской пресс-службе, то в Тюмени она более активно взаимодействует с населением и журналистами. Здесь более долгая система. Оперативность хромает», - отмечает Наталья Глумова.

Столкнулась она и с проблемами при получении необходимой информации от коммерческих компаний, в частности, «Водоканала». Наталья готовила материал о качестве питьевой воды в Краснодаре и направила им необходимые для подготовки материала вопросы.

«Мне ответили, что вопросов слишком много и они еще подумают, отвечать мне или не отвечать. В итоге мне там так и не ответили», - поделилась Наталья Глумова.

По мнению Натальи, дело в том, что в уральских СМИ много юристов, которые не дают ведомствам затягивать с ответами – сразу идут заявления в прокуратуру. Таким образом, пресс-службы стараются работать по закону, чтобы не нарваться на неприятности.

В то же время Наталья Глумова отмечает, что в Краснодаре проще получить комментарий непосредственно от специалистов администраций, минуя общение с большими руководителями. То есть чиновники не запуганы начальством по поводу общения со СМИ. В Тюмени, по ее словам, это проблематично, так как там руководитель городской пресс-службы полностью подмяла подобные контакты под себя.

В целом, Наталья Глумова считает, что работать с краснодарскими пресс-службами вполне комфортно и в этом сильный личностный фактор – интерес к той или иной пресс-службе зависит именно от качества работы пресс-секретаря.

«Например, пресс-служба судебных приставов показала себя с хорошей стороны – отвечают оперативно, дают свои прямые контакты. Хочется отметить и пресс-службу городского УВД – открыты и оперативны», - сказала Наталья Глумова.

«Прежде, чем рассказать о чем-то, надо в этом участвовать»

Рудич и Шакалов.JPG

(Бывшие пресс-секретари Александр Рудич (ФСКН) и Илья Шакалов (УВД г.Краснодара))

Как ни странно, но именно представители силовых структур Кубани задали тренд правильной работы пресс-служб, которого они придерживаются и сейчас. Журналисты, работавшие в начале двухтысячных, прекрасно помнят, как трудно было получить комментарий в ГУВД и УВД, прокуратуре и ФСБ. И не то, что комментарии, а любую информацию. И в 2003 году появился человек, который сам звонил в службы новостей, предлагая материал. Мало того, телевизионщикам он еще предлагал невероятное – оперативную видеосъемку. Имя этого человека Александр Рудич - в то время он был пресс-секретарем краевого Госнаркоконтроля.

Забавно было, когда Александр Рудич звонил в службу новостей (автор этой статьи тогда работал шеф-редактором муниципальной телекомпании «Краснодар») и спрашивал: « Есть два кило марихуаны. Надо?». Это означало, что наркоконтроль задержал дилеров с наркотиками и есть оперативная съемка. «Надо!». Тогда Александр приезжал сам на телекомпанию с видеоматериалами и давал комментарий о прошедшей спецоперации. В то время это было революционно.

«У меня было абсолютно адекватное руководство. На тот момент везде был такой принцип – комментировать должен только начальник. А мне говорят, комментируй сам, что не так – получишь по башке. И наставники у меня были хорошие из плеяды журналистов. Сам я журналистом не был», - говорит Александр Рудич.

По его словам, сейчас, когда он смотрит комментарии по поводу тех или иных событий, недоумевает, как пресс-секретари могут рассказывать о ЧП, не побывав лично на месте событий.

«Первый принцип – прежде, чем рассказать о чем-то, надо в этом участвовать. Надо брать камеру, а не посылать оператора или брать видео стороннее - самому снимать, смотреть и вникать. У меня на момент выхода на пенсию было около трехсот кассет отснятых», - вспоминает Александр Рудич.

Бывший пресс-секретарь Госнаркоконтроля рассказал, что он тогда настолько примелькался на телевидении, что до сих пор с ним его бывшие «клиенты» здороваются.

Еще одним феноменом в отношениях силовиков с прессой стал Илья Шакалов – пресс-секретарь УВД Краснодара с 2005 года, пришедший туда из Краснодарского университета МВД.

«Я попал в УВД, когда само понятие пресс-службы не существовало. У меня была группа информации и общественных связей . Там работали девчонки, которые просто фотографировали дежурные совещания и публиковали это на сайте. А журналистам нужна была оперативная информация и компетентные ответы. Мы с начальником УВД Александром Семеновым начали формировать образ современного милиционера – от манеры разговора до внешнего вида и общения с прессой», - рассказывает Илья Шакалов.

Он вспоминает, что пресс-службы тогда ждали, когда к ним обратятся журналисты, чтобы ответить в положенные законом семь дней, не более того.

«Мы понимали, что оперативные действия мы должны продвигать, освещать деятельность милиции. Стали сами участвовать в рейдах, снимать. Раньше пресс-служба ждала от подразделений милиции, пока им принесут информацию, проходило не день-два, а неделя. Мы начали с мониторинга ежесуточной информации, получали информацию из первых рук и ее распространяли», - вспоминает Илья Шакалов.

Одной из причин необходимости открытости полиции он считает то, что без должного информирования общественности появляются разные домыслы и слухи. Для нынешних пресс-секретарей Илья Шакалов предлагает следующую формулу успеха: «оперативность-актуальность-доступность». Пресс-секретарь должен уметь разъяснить, дать экспертную оценку и делать все это оперативно. А еще это не кабинетный человек – он должен быть в гуще событий.

«Вы лучше правду расскажите, а то за вас все додумают», - советует Илья Шакалов.

По поводу созданной Ассоциации пресс-служб Илья Шакалов выразил надежду, что она не станет формализованной, чтобы там не собирались ради собраний, чтобы пресс-секретари по-настоящему учились друг у друга эффективной работе с прессой.

Подготовил Алексей Кащенко

Делись!

Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~RJFOk

Версия для печати

Поделиться с друзьями