Главная >> Экономика >> Ноу-хау от молодых ученых Кубани: «умные» автобусные маршруты и «кирпичи» из соломы

Ноу-хау от молодых ученых Кубани: «умные» автобусные маршруты и «кирпичи» из соломы

Ноу-хау от молодых ученых Кубани: «умные» автобусные маршруты и «кирпичи» из соломы Фото "ЯСНО"

Авторы лучших инновационных проектов Кубани претендуют на получение губернаторской премии.

В Краснодаре близится к своему завершению губернаторский конкурс молодежных инновационных проектов «Премия IQ года». На конкурс было подано около 200 заявок. В рамках заочного тура эксперты выбрали лучшие проекты, авторы которых были приглашены для участия в этапе публичной презентации своих наработок.

Сегодня, 3 июня, ноу-хау на суд жюри представили конкурсанты в номинации «Лучший инновационный проект в сфере транспорта, строительства и жилищно-коммунального хозяйства».


Суперсолома


Кубань – житница России и объемы образующейся на предприятиях сферы АПК соломы вдохновляют практически настроенную молодежь думать о ее эффективном использовании. Студентка КубГАУ Дарья Левченко рассказала о разработанной производственной линии по измельчению и трамбованию соломы и соломенной муки в брикеты. Выпускать с ее помощью можно будет не только строительные материалы (путем добавления клея), но и топливные блоки (спресованные из соломы «дрова»), а также брикеты для кормления скота.

DSC00487.JPG

Производственная линия представляет конвейер, на котором солома измельчается, перемешивается и трамбуется с помощью специального пресса. Степень прессования может быть разной, поэтому на финальной стадии переработки можно получить целый спектр разнородной продукции, пригодной для использования и в аграрном секторе, и в строительстве, и в быту.

DSC00490.JPG

Акцент в своем докладе Дарья сделала именно на производстве «кирпичей» из соломы. Этот стройматериал она назвала биопозитивным, то есть благоприятно влияющим на биополе человека.

Дарья Левченко заверила жюри, что из соломенных блоков можно будет строить двухэтажные дома. Себестоимость одного брикета будет около 18 рублей за штуку, что, на ее взгляд, позволяет технологии конкурировать с классическими пеноблоками и кирпичами. Правда, точных расчётов, которые позволили бы сделать выводы об эксплуатационных характеристиках продукта, она не представила. Соответственно, сказать, легко ли будет вбить дюбель в стену из таких «соломенно-клеевых» брикетов, и сколько будет весить один такой «кирпич», пока не ясно.

DSC00491.JPG

Дарья пояснила, что все дополнительные исследования будут проводиться уже после выпуска опытных образцов, а средства – если их удастся выиграть – будут направлены на изготовление первой производственной линии.


Быстрый запуск двигателя


Студентка КубГТУ Валерия Полякова презентовала безтопливный подогреватель для двигателей внутреннего сгорания. Эта технология будет очень полезна в зимних условиях в регионах, где температура на улице опускается ниже 20 градусов и водители испытывают сложности с запуском автомобиля.

DSC00382.JPG

Конструкция представляет собой теплообменник и емкость с солевой смесью, которая монтируется на корпусе двигателя рядом с системой охлаждения со стороны выхлопного коллектора.

Суть ноу-хау проста: в течение 10-15 минут работы двигателя теплота продуктов сгорания топлива генерирует («плавит») солевую смесь, которая, в свою очередь, подогревает двигатель, способствуя его быстрому запуску, уменьшению износа узлов и экономии топлива за счет снижения времени прогрева двигателя.

DSC00379.JPG

Для нагрева стандартного 4-х цилиндрового двигателя с температуры -15 до +5 градусов, по словам Валерии, требуется 50 литров солевой смеси. Докладчица заверила жюри, что соль и кислота, будут герметично «заперты» внутри устройства, а значит, не смогут нанести вреда окружающей среде. Себестоимость единицы такого оборудования составит около 30,5 тысячи рублей, что позволит конкурировать с другими аналогичными приспособлениями.


Оптимизация движения транспорта


Сразу два исследователя представили свои наработки в сфере оптимизации движения транспорта.

Представитель КубГТУ Алексей Дерновой рассказал о том, что в основе созданной им матрицы, позволяющей анализировать эффективность транспортного обслуживания того или иного маршрута, - данные, которые были получены в течение трехлетнего исследования маршрутной сети города Краснодара.

DSC00444.JPG

По его мнению, ряд маршрутов можно оптимизировать, заменив автобусы большой вместимости, курсирующие на данных направлениях, на более компактные – для того, чтобы повысить эффективность перевозок.

DSC00443.JPG

Члены жюри, впрочем, усомнились в том, что пассажирам будет удобнее ездить не в просторных автобусах, где обычно есть свободные посадочные места, а в более тесных, где кому-то придется стоять в ожидании своей остановки, но конкурсант пояснил, что цель его работы – найти оптимальное соотношение экономической целесообразности и комфорта и продемонстрировал акт, выданный городским департаментом транспорта и дорожного хозяйства о том, что выкладки из его дипломной работы нашли практическое применение.

Студент из Армавира Дмитрий Милостивенко презентовал программный продукт, который является, по сути, аналогом автоматизированной системы управления автотранспортными перевозками и дорожным движением («АСУАПиДД-1»). 

DSC00544.JPG

Он отметил, что в настоящее время такого рода системы действуют лишь в крупных городах и отметил, что предложенный им продукт позволит быстро и недорого создать системы, дистанционно отслеживающие и оптимизирующие дорожное движение, в небольших населенных пунктах. В числе преимуществ – низкая себестоимость в пределах 200 тысяч рублей. Но представители жюри усомнились в том, что молодой человек учел все необходимые на реализацию его проекты затраты.


Технологические ноу-хау


Дарья Рубан из КубГТУ презентовала технологию замкового соединения из материала с эффектом памяти форм. Расчёты показывают, что такой «замок», не требующий спайки традиционными методами, позволит обеспечить надежность сцепления двух элементов и будучи примененным на подземном буровом оборудовании, где температура всегда выше нуля, обеспечит с надежность эксплуатации.

DSC00397.JPG

О том, как повысить эффективность пил путем применения высокопрочных сплавов и особого напыления рассказал Эътибар Балаев. Он уверяет, что предложенная им технология, уже апробированная на заводе, позволит, к примеру, выпускать пилы, сопоставимые по стоимостью с американскими, но значительно более износостойкие.

DSC00427.JPG

Александр Межаков (КубГАУ) сообщил о разработанной программе, позволяющей рассчитать и спроектировать устройство разделительной стенки, которая будучи установленной между двумя зданиями, предотвращает нежелательную усадку фундаментов. 

DSC00504.JPG

Он готов предложить к продаже как сам интеллектуальный продукт в виде компьютерной программы, выдающей готовое проектное решение на основе введенных стартовых параметров, так и собственно услуги по проектированию.

Дмитрий Вольф из КубГТУ предложил новый способ обеззараживания воды в системе водоснабжения. Преимущество в том, что эжекторный струйный аппарат для дозированного ввода обеззараживающего вещества может быть установлен на любом участке водовода, что, по задумке, позволит повысить безопасность водоснабжения как в малых населенных пунктах, так и в больших городах , где из-за повреждений целостности водоводов качество подаваемой потребителям воды может ухудшаться. 

DSC00439.JPG

В качестве обеззараживающего вещества он предложил использовать хлорсодержащие растворы (что, прямо скажем, не в духе последних тенденций), отметив при этом, что вещество может быть любым.

DSC00471.JPG

Самый юный участник конкурса – 16-летний школьник Максим Криволапов из Тихорецка, рассказал о проведенном им исследовании, которое касалось применения на автомойках оборотного водоснабжения, позволяющего сократить расход воды. Его подсчеты показали, что установка подобного оборудования окупится всего за 1,5 недели, дав при этом ощутимый экологический и экономический эффект в виде сокращения объема стоков. По его словам, в Тихорецке, менее трети автомоек применяют подобный подход.


Неделя инноваций


Все молодые ученые получили обратную связь от экспертов и их рекомендации.

В течение этой недели – до 7 июня – в управлении молодежной политики министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края будут продолжаться публичные презентации проектов молодых ученых.

DSC00394.JPG

4 июня свои наработки представят финалисты в номинации «Лучший инновационный проект в сфере агропромышленного комплекса и пищевой промышленности», 5 июня – в номинации «Лучший инновационный проект в сфере компьютерных технологий и телекоммуникаций», 6 июня - «Лучший инновационный проект в сфере охраны окружающей среды, энергосбережения и альтернативных источников энергии», 7 июня - «Лучший инновационный проект в сфере здравоохранения, биомедицины, фармацевтики».

В составе экспертного совета – представители органов исполнительной власти, образовательных организаций, а также бизнес-структур, ведущие ученые.

DSC00367.JPG

Как сообщили в оргкомитете конкурса, официальное оглашение победителей состоится не позднее 12 июня 2019 года.

В этом году общий призовой (премиальный) фонд составляет 1 000 000 рублей.

Подготовила Наталья Глумова

Делись!

Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~8IItT

Версия для печати

Поделиться с друзьями

Материалы по теме:  Инновации в Краснодарском крае