Главная >> Общество и происшествия >> «Реальность отвечает им шваброй в торговом центре или кабинкой охранника»

«Реальность отвечает им шваброй в торговом центре или кабинкой охранника»

«Реальность отвечает им шваброй в торговом центре или кабинкой охранника»

Преподаватели кубанских вузов рассказали об особенностях поколения Z

Отгремели выпускные балы в школах, в вузах начали работать приёмные комиссии для абитуриентов. Согласно теории поколений, люди, родившиеся примерно в одно время и имеющие похожие ценности, относятся к группам X, Y и Z. Мы решили уделить повышенное внимание представителям поколения Z, которые родились в 1990-х и в 2000-х годах, так как эти люди уже через несколько лет будут значительно влиять на будущее России. Многие из них как раз сейчас поступают в вузы, а кто-то уже даже заканчивает учёбу в них.

Как полагают исследователи, принципиальное свойство нового поколения заключается в том, что у него в крови высокие технологии. Особенностью Z являются также: отрицание иерархии, наглость, нарциссизм и эгоизм.

Чтобы лучше понять характерные черты этого поколения, портал «ЯСНО» обратился к преподавателям ведущих кубанских вузов, и вот что мы узнали.

Максим Кучер, доцент кафедры экономики предприятия Краснодарского филиала государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова:

- Современные студенты имеют слабое представления о той профессии, которой бы им хотелось посвятить себя. Поступая в вуз, многие не осознают, чем им придётся заниматься по окончанию. Молодое поколение воспитано СМИ и интернетом. Подростки хотят быть актёрами и звёздами шоу-бизнеса, других ориентиров, как правило, у них нет. В конце учёбы их часто ждёт большое разочарование: картинки в их голове не совпадают с реальной жизнью.

Для нового поколения характерна такая особенность: их совершенно не беспокоит собственное будущее, они «не парятся». Многих студентов не сильно пугают провалы на экзаменах и отчисления. Они информационно не вовлечены в проблемы мира и его угрозы. Пребывая в неведении, ребята испытывают чувство полного спокойствия. Возможно, для них это большой плюс. Становясь взрослее, к 25-27 годам, они понемногу входят в реальность. До этого возраста большинство живёт в мире рекламных обложек и постеров.

От 15 до 25 % учащихся очень способные, всесторонне развитые, активные. На них уже сейчас можно положиться во всех сферах деятельности. Оставшаяся доля студентов часто получает диплом и работает не по специальности. Учитывая ещё отставание стандартов образования от запросов рынка, такие безынициативные молодые люди с завышенными требованиями по заработной плате нередко сталкиваются с безработицей.

Современные студенты в чём-то менее внимательны и усидчивы, однако в поиске информации они дадут фору прошлым поколениям. Молодёжь чётко фильтрует информацию по критерию «интересно/неинтересно». Если им что-то неинтересно, они это зубрить не станут. Подростков волне устроит слабая тройка по нелюбимому предмету, но напрягаться они не будут ни за что. У них очень избирательное обучение.

студенты

Я считаю, что в школах необходимо повышать качество работы по профориентации, чтобы познакомить детей с реальными сферами экономики. Сейчас в учебные заведения приходят сотрудники компаний и рисуют идеальную картинку трудовых будней, изначально вводя детей в заблуждение. Нужно приводить ребят, например, в магазин и показывать реальный график работы, уровень заработных плат персонала, размеры штрафов за воровство покупателей. Необходимо детям честно показывать существующую реальность, а не заниматься очковтирательством с 1-го класса.

Важно показать возможности самозанятости: все бонусы и риски - объяснять, что это большая ответственность и многолетние трудозатраты, розовые очки здесь не подходят.

В Краснодаре сильно перемешаны студенты из разных регионов России. Местных в нашем вузе значительно меньше. По моему мнению, приезжие более целеустремленные и активные, а вот кубанцы расслаблены.

Ребята приходят во взрослую жизнь с мечтой о джипах и несметных доходах, а реальность отвечает им шваброй в торговом центре или кабинкой охранника.

Крайне важно сегодня создавать в СМИ образы позитивных героев, к которых есть любимая работа, семья, достаток и уважение. Пока их место занимают рэперы и иные сомнительные авторитеты...

Светлана Ратнер, профессор, доктор экономических наук Кубанского государственного университета:

- На мой взгляд, современному поколению студентов не хватает: элементарной эрудиции (школьная программа всё чаще предполагает узкую специализацию), умения надолго концентрировать внимание и читать сложные тексты, владения хорошим литературным русским языком. Однако, у них больше возможностей, в том числе возможностей развиваться через разные хобби. Они более уверенны в себе и принимают себя такими, как они есть.

поколение Z

Учитывая опыт работы в разных вузах, я могу отметить:

1) в вузах-лидерах ситуация несколько иная. Например, студенты Вышки (ред. - Высшая школа экономики) могут общаться напрямую с преподавателем в корпоративной электронной системе. Если преподаватель долго им не отвечает, то они имеют возможность пожаловаться на него прямо в этой же системе;

2) на естественно-научных факультетах обычно учатся твёрдые и стабильные середнячки и чуть выше среднего уровня, поэтому работать с ними достаточно легко. Проблем с дисциплиной или каких-то дополнительных проблем, помимо учебы, у нас нет;

3) к старшим курсам навыки, необходимые для учёбы в вузе уже обычно вырабатываются.

Адаптировать методы обучения под специфику этого поколения, как правило, получается только на бумаге. Если под особенностями поколения понимать другое информационное поле и восприятие к информационным источникам, то в реальности большинство преподавателей старого поколения просто не в состоянии адаптировать свои методы, а преподаватели нового поколения не имеют для этого возможностей. Техническое оснащение вузов остается очень слабым. График учебного процесса не предполагает перехода к каким-то новым технологиям общения со студентами, например, скайп-консультаций и т. д., поэтому либо преподаватель тратит на это своё личное время, либо он просто выполняет график.

Чтобы улучшить сложившуюся ситуацию в вузах, нужно улучшать качество школьного образования. Для этого не обязательно менять учебные программы. Необходимо кардинальное повышение квалификации учителей, облегчение условий их труда (снятие бюрократической нагрузки, снижение количества учеников в классах), увеличение реальной заработной платы, а также ответственности за качество образования.

Виктор Рядчиков, академик РАН, доктор биологических наук, профессор ВАК, заведующий кафедрой физиологии и кормления сельскохозяйственных животных Кубанского государственного аграрного университета:

- Особенность современных студентов в том, что они очень разные. Наша отрасль «зоотехния» очень сложная. В недавнем прошлом к ней резко упал государственный интерес, а вместе с ним и престижность профессии зоотехника.

По телевидению прославляют другие идеалы, и мы сейчас с большим трудом набираем только 2 группы: человек 50 против 100-120 в прошлые годы. Из них тех, кто целенаправленно выбрал эту профессию, не более 20-30 %. Остальные, часто не прошедшие по балам на ветеринарный факультет, - это случайные люди. У них нет интереса и преданности к специальности. Отрадно то, что всё-таки есть ребята с горящими глазами, которые учатся и затем работают с удовольствием по профилю.

Животные, как и люди, требуют большого внимания и комфорта, современная молодёжь не готова в любую погоду и каждый день брать за них ответственность.

У меня такое впечатление, что они все хотят быстро создать себе какую-то красивую жизнь. Большинство поколений, рождённых в XX веке, знали, что на них лежит ответственность за восстановление страны, и они работали для всего общества. Сейчас такого чувства, что я должен посвятить себя людям, а не только лично для себя добыть машины, квартиры, заграницы, практически нет.

Поколение Z

Сейчас у молодёжи очень много праздников и развлечений, не всегда понятных старшим поколениям, но это часто сильно расслабляет студентов. Многие стремятся получить зачёт или оценку, а знания сильно их не интересуют. Ребята меньше читают книг, делая упор на интернет. Скачивают информацию, даже не проверяя и не изучая её.

В школе стали больше нажимать на либеральные ценности. Сейчас пересматривают стандарты по школьным предметам. Детям нужно больше читать художественной литературы, где раскрываются чувства и характеры людей.

Сейчас говорят, что школьники сильно перегружены учёбой. Я сомневаюсь в этом. Мы раньше в конце каждого класса сдавали экзамены по всем предметам, и знания оставались в памяти. В вузах тоже был комплексный экзамен по билетам, в которых были вопросы по основным дисциплинам специальности. Этот экзамен убрали: теперь то, что преподавали на 2-м курсе, студенты не помнят уже на 3-4-м курсе. Специалист должен творчески подходить к своей работе на основе фундаментальных знаний, которые сейчас в явном дефиците.

Смотрю на многих студентов и понимаю, что не будут они работать по специальности. Диплом им не пригодится, так как нацелены в другую сферу.

Елена Дунец, кандидат технических наук, доцент кафедры общественного питания и сервиса Кубанского государственного технологического университета:

- Я встречаю детей уже на 3-м курсе и преподаю им спецпредметы. На мой взгляд, они не обладают достаточной базой академических знаний. Например, студенты не могут рассчитать элементарную пропорцию при определении долей рецептурных составляющих. Они изучают высшую математику, но при этом практически не знают таблицу умножения.

Поколение Z

На нашу кафедру часто поступает «золотая молодёжь» Кубани, лучшие из вчерашних школьников. Эти лучшие с каждым годом всё ухудшаются и ухудшаются. Если взять троечника десятилетней давности и сегодняшнего отличника, то троечник будет даже сильнее по уровню знаний.

Я общалась со школьными учителями-предметниками и спрашивала у них, смогут ли они сдать ЕГЭ на 100 баллов. Практически все ответили «нет»! Многие выпускники школ сами признают, что сейчас там бардак. Педагоги погружены в бумажную волокиту, что не оставляет времени на самих детей. К сожалению, это происходит на любом уровне образования.

В школе сейчас отсутствует всестороннее образование и не закладывается понимание основных процессов. Дети у нас хорошие, но, к большому сожалению, им в школе мало что дают.

Особенности у современных подростков, конечно, есть. Они очень легко могут приспосабливаться под условия, переключаться на разные потоки информации, не стремясь к углублению в чём-то. Ребята быстро меняют своё мнение и предпочтения в зависимости от модных течений.

Я заметила, что у молодых людей очень размыты нравственные принципы. Совесть воспринимается как атавизм, никому не нужный. Когда спрашиваешь у них «как вам не стыдно?», получаешь вполне искренний ответ «а почему мне должно быть стыдно и что это за чувство такое?».

У моего поколения (дети 70-х годов) были разносторонние интересы, хобби, набор устоявшихся моральных ценностей. Нам не было интересно асоциальное поведение. Сейчас уже нет такого идеологического воспитания у ребят. Может, они были бы и рады к чему-то голову приклонить, но пока она клониться только к интернету.

Я всегда ориентирую своих студентов на специальную литературу, но они находят знания в виртуальном мире. Он напоминает помойную яму: чтобы отрыть бриллиант полезных знаний, там нужно перелопатить море информации. Ребята открывают первую попавшуюся ссылку и скачивают оттуда всё, даже не вчитываясь. Обычными и он-лайн библиотеками они не пользуются, книги не читают: в интернете быстрее, и качество им не важно.

Современное поколение редко заинтересовано в выпуске качественного продукта, им больше интересно быстрое обогащение.

Я считаю, что детей не надо в школе натаскивать на тестовую базу, а важно давать системные знания. Со многими подростками не о чем поговорить: они путают многие исторические факты или вообще не знают о них, хотя тесты при этом пишут хорошо. Знания у детей не имеют прикладного характера, они не умеют их применять в жизни.

Несколько лет назад на родительском собрании в школе нам сказали, что теперь педагог не обязан учить ваших детей, он будет просто доносить им информацию.

Я уверена, что детей должны учить те люди, которые влюблены в эту профессию, это их предназначение, когда они счастливы от исполнения своих обязанностей. В последнее время таких педагогов я практически не встречаю.

Подготовила Олеся Кранда

Делись!

Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~BN8jo

Версия для печати

Поделиться с друзьями

Материалы по теме:  Образование в Краснодарском крае