Главная >> Статьи и интервью >> «На развитии нашей цивилизации ставим точку»

«На развитии нашей цивилизации ставим точку»

«На развитии нашей цивилизации ставим точку»

Почему общеобразовательная школа превратилась в конвейер по выпуску инфантильных людей 


Министерство образования и науки Российской Федерации планирует в ближайшем времени утвердить федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования. Причиной их разработки стала ставшая очевидной несистемность образовательного процесса и отсутствие в нём чётких критериев оценки. 

На днях Совет министерства рассмотрел проекты ФГОС. По словам министра образования и науки РФ Ольги Васильевой, обновление ФГОС нацелено на создание единого образовательного пространства и затрагивает три вещи: стандарты, учебники и экспертизы учебников. К сожалению, это не единственная вызревшая проблема системы общего образования. О кризисе современной школы, который с каждым годом всё больше разъедает нашу когда-то успешную во всём мире систему образования, открыто говорят эксперты. Всё чаще молодое поколение заявляет о нежелании посещать общеобразовательные учебные заведения, родители всё больше прибегают к помощи репетиторов, а талантливые учителя перетекают в коммерческий образовательный сектор. Кроме того, со всех концов страны приходят печальные новости о кровавых расправах школяров над своими одноклассниками и учителями. Педагоги, психологи, учёные, политологи и госслужащие назвали «ЯСНО» причины деградации образования в России и попытались ответить на извечный вопрос «что делать?».

Чёрные дыры современной школы

Переполненные классы

Одной из острых проблем является переполненность многих российских школ.

«Когда в классе 35 учеников, о каких качественных знаниях может идти речь?» - удивляется Анна Никонова, педагог-психолог высшей квалификационной категории, заслуженный учитель Кубани.

Силы педагога в основном уходят на поддержание дисциплины. Отсюда следует, что школа максимально одобряет и ориентируется на «среднего ученика» - школьника, который хотя бы на троечку выполняет задания учителя и не отвлекает его внимание на себя.

Если попадаются нестандартные в плане мышления или поведения дети (гиперактивные, например), школа пускает в ход весь набор своих кнутов: вызовы родителей, порицания на собраниях, занижение оценок, публичные замечания и даже оскорбления. А это ещё больше отбивает у детей желание посещать учебное заведение. На выходе общество получает «ничем не примечательных, безынициативных людей, не знающих своих возможностей, предназначения и целей: за них всё решают родители или ближайшее взрослое окружение», говорит Никонова. Слишком талантливых и активных школа часто ломает. Если родители вовремя не вмешались, то психологи (психиатры) и сотрудники полиции получают новых подопечных в своё распоряжение на долгие годы.

Личностные качества учителя

Личность самих учителей не всегда отвечает потребностям современной школы и особенностям нового поколения детей. По словам Пааты Амонашвили, президента Международного центра Гуманной педагогики, доктора психологических наук, психолога и преподавателя, школа может быть хорошей или плохой в зависимости от того, какие там учителя. Школа - это не здание, помещение, это сам учитель.

«Если есть в школе хотя бы один любимый учитель - это уже солнечный просвет для каждого ребёнка. Дети не хотят идти в школу, когда нет эмоциональной привязанности к педагогу. Тогда для них школа - мучение, как если бы взрослого человека заставили целый день общаться и находится в обществе нелюбимых людей. Вам бы это сильно не понравилось, а дети вынуждены это делать,» - констатирует Паата.

Для детей младшего школьного возраста учитель играет особенно важную роль, становясь высшим авторитетом. Гуманный педагог часто слышит от родителей, что в августе дошкольники сильно рвутся в первый класс, а в конце сентября 80 % из них уже «даже в сторону школы смотреть не хотят».

«Значит, у учителя не получилось привязать к себе детей. Благодаря любви к учителю растёт интерес и к его предмету,» - уверен он.

С ним согласен и Алексей Бабаянц, педагог, психолог-консультант в сфере личностного развития бизнеса и семейных отношений, утверждая, что сегодня очень мало учителей, готовых принимать на себя детские негативные эмоции, а взамен дарить ученикам свою безусловную любовь. А без такой любви к детям «педагог не сможет стать авторитетом и вызвать у них искренний интерес к получению знаний, анализу, исследованию и творчеству».

Проблемы образования

Бюрократизация образования

Ещё один повод для страданий всех педагогов - миллионы бумаг, отчётов и программ, которые учителя, помимо проверки тетрадей и дневников, должны тщательно заполнять почти каждый день. Это пожирает львиную долю времени и энергии учителей, которые и так загружены двойными ставками, классными часами и многочисленными факультативами (только так они способны сводить концы с концами).

Средняя заработная плата учителя на Кубани в январе 2018 года составила 29,7 тысяч рублей, а кубанских чиновников, вместе с федеральным ведомством без устали изобретающих новые виды обязательных к заполнению бумаг, в 2017 году равнялась 43 тысячам рублей. По данным Краснодарстата, это выше среднекраевого уровня на 25 процентов.

Минимизация воспитательной функции школы

Сегодня школа оставила за собой только одну функцию - передачу знаний, считает гуманный педагог Бабаянц. Детей с первого класса готовят к ЕГЭ, а кто воспитывает их душу - большой вопрос.

«А ведь голые знания без духовных ценностей и этики - это опасное оружие для неповзрослевших людей. Только на 1/5 современная школа способна развить потенциал ребёнка. Это же ничтожно мало, а ценный период в жизни подрастающего человека будет упущен навсегда,» - говорит Алексей.

По его мнению, формирование гармоничной личности невозможно «без развития в ребёнке творчества, познания нитей предков и таких важных понятий, как: «совесть», «честь», «душа и миссия человека».

Проблемы образования

Отсутствие единообразия

Отсутствие единообразия в учебных программах российских школ также является большой проблемой и для учеников, и для их учителей. По мнению заслуженного учителя Кубани Никоновой, десятки программ и учебников вносят сумбур в юные головы и формируют раздробленность всей системы образования. Перейдя в другую школу, ученику приходиться длительное время адаптироваться под новые учебники и методики.

Техника вытесняет живого учителя

Ещё большой ошибкой государства, по мнению Бабаянца, является бездумное поклонение технократизации процесса обучения. Это приводит к замещению живого учителя бездушным компьютером, говорящей доской и т. д. Только в процессе человеческого общения ребёнка можно «не только напичкать знаниями, но и вызвать у него интерес к собственным исследованиям, поискам нужной информации и творчеству». Готовые знания разлагают человеческое мышление, мозг становится ленивым и перестает самостоятельно анализировать, уверен педагог. В этом и кроется большая ловушка современных технологий. Учитывая ещё всеобщую гаджетизацию детского населения, ученики утрачивают интерес к миру реальному, что ведёт к появлению тысяч новых инфантильных потребителей, а нашей стране нужны созидатели, творцы, единодушно заявляют психологи.

Проблемы образования

Деградация в оковах ЕГЭ

Важную и давно наболевшую тему ЕГЭ затронула Татьяна Черниговская, психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ. Она призывает учителей и родителей не затачивать детей только под это тестирование.

«Я думаю, любому человеку понятно, что если бы Шекспир, Моцарт, Пушкин, Бродский и другие выдающиеся деятели искусства попробовали бы сдать ЕГЭ, они бы его провалили и тест на IQ бы провалили. О чем это говорит? Только о том, что тест на IQ никуда не годится, потому что никто не сомневается в гениальности Моцарта, кроме сумасшедших», - говорит Черниговская.

Профессор привела для примера карикатуру, где изображены животные, которым предстоит залезть на дерево: обезьяна, рыбка и слон. Разные существа, некоторые из которых в принципе влезть на дерево не могут, однако, «это именно то, что предлагает нам современная система образования в виде предмета нашей особенной гордости».

Все эксперты её поддерживают: такие тесты - очень большой вред, зато это подходящая система, если мы хотим приготовить к жизни людей, которые будут работать на конвейере.

У детей, с младших классов ориентированных на сдачу ЕГЭ, хуже развито воображение и речь, им сложнее сформулировать и доказать свою точку зрения, утверждает психолог Анна Никонова.

Если ЕГЭ и дальше останется ориентиром для всей школьной системы в России, «тогда мы должны сказать: всё, мы на развитии нашей цивилизации ставим точку. Будем держать Венецию сколько можно, чтобы она не утонула, а новенького нам не надо, хватит уже шедевров, девать их некуда. А вот если мы хотим воспитывать творцов, то эта система - худшее, что можно было придумать», уверена Татьяна Черниговская.

Низкое качество психологической помощи учащимся

В школах отсутствует качественная психологическая помощь, считают эксперты. Если на несколько сотен учеников есть один школьный психолог, то его сил и внимания не хватает, чтобы вовремя отслеживать потенциально опасные ситуации.

По-хорошему - на каждую параллель должен быть свой психолог, уверена Никонова:

«Его работа неоценима, особенно в период адаптации первоклашек к образовательному процессу: вчерашние дошколята не привыкли долго сидеть на месте и концентрировать своё внимание на учителе. У них часто отсутствуют навыки коллективного общения: многие знают слова «хочу» и «моё», а договариваться не умеют».

Отсутствие помощи со стороны специалистов приводит к конфликтам и плохому поведению на уроках, а далее - публичные замечания ребёнку, присваивание ярлычков и вызовы родителей в школу. Как правило, ребёнок реагирует ещё большей внешней агрессией или растущим чувством неуверенности в себе, и следует его отказ посещать «эту ненавистную школу». А ведь это только начальная школа. Как его мотивировать в дальнейшем?

Проблемы образования

С экспертами абсолютно солидарен Олег Матвейчев, российский философ, политолог и политконсультант, политический советник, эксперт СМИ, профессор Национального Исследовательского Университета «Высшая школа экономики» в Москве. По его словам, чрезмерная бюрократизация и несистемность образовательного процесса, приводящая к неразвитости мышления и кругозора детей, устаревший список учебных дисциплин, отсутствие наставничества и заказа на специализацию будущих кадров - всё это тормозит развитие целой страны, порождая массовую неграмотность. Политолог подготовил десять новаторских идей для российской образовательной системы, реализация которых, по его мнению, сможет позитивно повлиять на уровень образования подрастающего поколения.

Что делать?

Эксперты озвучили «ЯСНО» варианты улучшения системы школьного образования, которые смогут существенно изменить ситуацию уже в ближайшей перспективе.

Новые школы и разбюрократизация образования

Как заявили многие учителя и психологи, необходимо срочно решать вопрос с переполненными классами и огромным количеством обязательных планов, отчётов. Сейчас в социальных сетях мелькает фраза: «Современный университет - это место, где назойливые студенты мешают работать с документацией». По мнению специалистов, этот юмор сквозь слёзы очень актуален и для всей системы образования. Без высвобождения педагогов из-под вороха ненужных официальных бумаг ситуация в лучшую сторону не качнётся.

Недавно на встрече с учителями школы села Верхний Ломов Нижнеломовского района министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила о необходимости снижать бумажную нагрузку на учителей:

«У учителя должно быть три документа: дневник, журнал и примерные учебные программы. Всё остальное должно быть на сайте школы».

Однако, когда и как это произойдёт, она не уточнила.

Гуманно-личностная педагогика

Сторонники гуманной педагогики, Амонашвили и Бабаянц, считают, что прежде всего необходимо дать учителям искру, вдохновение, чтобы они сами захотели развиваться и воспитывать себя. Вдохновлённый преподаватель - это благо для детей.

«Без искры мы получаем авторитарную педагогику с принуждением детей к учёбе и дисциплине. В гуманной педагогике учителя думают, как вдохновить детей на некоторые нудные вещи, которые иногда необходимо делать. Гуманно-личностная педагогика предполагает установление с каждым ребёнком близких и душевных отношений. Больше взаимопонимания рождает дополнительную мотивацию детей к образованию», - говорит Амонашвили.

Бабаянц добавляет, что уроки по самоопределению и программы профессиональных стажировок наполнят жизнь подростков новым смыслом и мотивацией к учёбе.

Раздельное обучение

Что касается самого образовательного процесса, нейробиолог Татьяна Черниговская настаивает на раздельном обучении мальчиков и девочек, а также на разных программах для них:
«Говорить с мальчиками нужно кратко и конкретно. Для максимального эффекта они должны быть вовлечены в активную деятельность, им просто нельзя сидеть спокойно. У них столько энергии, что лучше всего постараться направить ее в мирное русло, дать выход, причем прямо во время занятий. Не запирайте их в маленьком замкнутом пространстве, дайте им простор и возможность двигаться. Кроме того, мальчикам нужно ставить больше реальных задач, придумывать состязания, а скучных письменных заданий давать меньше, от них нет никакого толку. А еще их обязательно нужно хвалить за любую мелочь».
Учёная упомянула такой ещё один интересный факт: оказывается, «мальчики должны воспитываться в более прохладных помещениях, чем девочки, потому что иначе они у вас во время занятия просто заснут».

По её словам, девочки любят работать в группе, им нужен контакт. Они глядят в глаза друг другу и любят помогать учителю. Девочек не надо оберегать от падений и загрязнений, они должны испытывать «контролируемый риск». Есть возможность у неё упасть, пусть упадет и научится справляться с этим, рекомендует Татьяна Владимировна.

При обучении будущих женщин необходимо избегать резких звуков и громких разговоров, но требовать непременного эмоционального включения. Они «любят цветной мир», поэтому класс для занятий у девочек должен быть ярким.

Профессор считает, что внимательный индивидуальный подход может из двоечника сделать отличника:

«Не все двоечники по-настоящему двоечники, некоторые из них - Леонардо Да Винчи, навсегда погибшие благодаря гениальным усилиям учителей».

Современная школа в России

Качественная психологическая помощь и адаптация школьников

Психолог Анна Никонова предложила внедрить в школах эффективную программу психологической помощи учащимся, а также адаптации вчерашних дошкольников к новому для них этапу жизни. Это поможет значительно повысить качество обучения и улучшить атмосферу в школьных коллективах. Своевременная профилактика специалистами психологических кризисов позволит предотвратить большинство детских суицидов и конфликтов, к сожалению, нередко вооружённых. Эта мера потребует значительного увеличения количества психологов в штате государственных школ.

Единое образовательное пространство

Министр Ольга Васильева предлагает воссоздать в России единое образовательное пространство (как это было ранее в СССР) на основе стандартизации учебников и введения ФГОСов - федеральных государственных образовательных стандартов.

Для начала она предлагает утвердить поистине революционный ФГОС по русскому языку и литературе, призванный вернуть нас к лучшим традициям русской (советской) школы. Среди требований к предметному изучению литературы - знание содержания 235 произведений из «золотой литературной классики». Как отметила сама Васильева, «это корпус произведений, изучение которых в школе воспринимается всем обществом как культурная норма». А вот развращающие сочинения псевдоклассиков 21 века типа Виктора Пелевина или любительницы извращений Людмилы Улицкой из перечня исключены, сообщает «Закон и Порядок».

Министр отметила, что федеральный перечень учебников будет пересмотрен. По её словам, необходимо возвратиться к классике и оставить две-три линейки учебников.

«Мы запускаем новый проект - «Российская электронная школа». Это платформа для учителей, на которой будут представлены лучшие уроки, виртуальные музеи, библиотека. Это помощь для вас, педагоги», - подчеркнула Ольга Юрьевна.

Однако, пока все эти инициативы блокируют глава Высшей школы экономии Ярослав Кузьминов и идеолог «реформы» образования Александр Асмолов - либерал-глобалисты, сообщает «Учительская газета».

Для примера, Асмолов вместе с экс-министром образования РФ Александром Тихоновым предложили полностью устранить государство из сферы финансирования средней школы. А финансировать школы, по его мнению, должны: местные бюджеты (в большинстве которых везде, кроме Москвы, - пусто), родители детей и местные предприятия.

«Реформа Асмолова – Тихонова» в области высшей школы предусматривала резкое сокращение вузов, студентов и преподавателей, постепенное вытеснение «бесплатных» студентов «платными», отмену стипендий всем, кроме самых бедных, введение платы за все, за что можно (за пользование библиотекой, спортзалом, лингафонным кабинетом, компьютерным классом и т.д.), отмену социальных выплат студентам (пособия на детей, льготы на питание и проживание в общежитии и т.п.) при одновременном доведении платы за жилье и т.п. до «экономически оправданной» (до уровня гостиницы). К слову, Александр Асмолов, помимо российского, имеет ещё и гражданство Израиля.


«ЯСНО» продолжит следить за развитием ситуации в сфере российского образования, сможет ли действующий министр Ольга Васильева услышать мольбы учителей, экспертов, учащихся и их родителей, а также преодолеть барьеры, создаваемые людьми с либеральными взглядами и двойным гражданством.

Подготовила Олеся Кранда

Делись!

Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~36LME

Версия для печати

Поделиться с друзьями

Материалы по теме:  Образование в Краснодарском крае / Смыслинг