Главная >> Агро >> Ярмарки – визитная карточка Кубани

Ярмарки – визитная карточка Кубани

Ярмарки – визитная карточка Кубани Фото: admkurganinsk.ru

Ярмарки – визитная карточка Кубани

Чтобы фермеры и сельхозкооперативы могли продавать свою продукцию кубанцам напрямую, в крае работает почти тысяча универсальных и сельскохозяйственных ярмарок и 21 розничный рынок.

Стоит пересечь границу Краснодарского края, как вдоль дорог тянется череда ярких торговых прилавков с сезонными продуктами. Летом – это непременно арбузы, дыни, всевозможные фрукты. Осенью – яблоки, яркие тыквы, орехи, мед. С 2015 года количество придорожных ярмарок увеличилось более чем на 35%. В сезон 2022 года их работало почти 240. Все оформлены в едином стиле, имеют места для хранения товара, подъезд и места для остановки автомобилей.

Приезжающие могут начать знакомство с краем, отведав местных фруктов и овощей. А фермеры получают возможность сбыть выращенное без посредников и заработать. В этом курортном сезоне они реализовали порядка 3 тысяч тонн овощей, фруктов и другой сельхозпродукции.

Экологический чистый продукт по адекватной цене

Сегодня все что угодно можно купить в сетевых магазинах, но, если хочется товара не массового, а штучного, выращенного с душой, прямая дорога на ярмарки. Они проходят во всех городах края.

В октябре на Кубани открыли свыше 90 ярмарок выходного дня на 50 тыс. торговых мест. Только в Краснодаре – 10, чуть меньше в Сочи, Новороссийске, Анапе. Судя по тому, что здесь торговля всегда бойкая, это выгодно и фермерам, и покупателям. Первые получают места на безвозмездной основе, вторые – местные продукты по цене на 10 – 15% ниже, чем в розничных магазинах. Работают ярмарки с октября по май.

– Сейчас все активнее развивается тренд на органическую продукцию. Людям нравится, они хотят покупать натуральное молоко, колбасы, мясо. Думаю, что развивать это направление можно и нужно именно через ярмарки. Потому что там присутствует элемент живого общения. Ни один продавец так не расхвалит собственноручно выдержанный сыр, выращенную картошку или клубнику, как сам фермер. Еще и посоветует, как лучше приготовить, сварить варенье. А в следующий раз поинтересуется, получилось ли, понравилось ли домочадцам? Это и есть ярмарочная культура, когда формируются связи – «свой» продавец-покупатель. Не зря говорят: пойду на ярмарку себя показать, на других посмотреть – то есть пообщаться, узнать новости. Причем это передается поколениями, – говорит председатель Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств Брюховецкого района Сергей Коваленко.

Ярмарка вовлекает в товарооборот любого участника, хоть бабушку с десятком пучков петрушки, хоть предпринимателя, который привез картошку на фуре. Для них и формы торговли соответствующие разработали. Например, «Фермерский дворик». Это специализированная ярмарка, которую организовывает муниципалитет и предоставляет места для торговли предпринимателям. В крае уже создано 95 фермерских дворика.

Еще одна популярная форма – «Социальный ряд». Там бесплатно могут торговать фермеры, занимающиеся садоводством и огородничеством. Все, что вырастили – то и продали.

Кто-то скажет, ярмарки – это пережиток прошлого. Возможно для мегаполисов это и так, но для южного аграрного региона они еще долго будут в тренде.

– Для фермеров, производящих небольшие объемы, это единственный способ реализации. А еще лучше – объединяться в кооперативы. Например, я выращиваю огурцы и помидоры. Найду еще тех, кто занимается виноградом, производит сыр, мясо. Вместе выйдем на площадку, разделим транспортные, рекламные затраты, снизим издержки, которые в итоге не лягут на плечи покупателя. Объединившись, мы становимся конкурентоспособнее. Кстати, кооперативам и грант легче получить, например, на новое оборудование, – отмечает Сергей Коваленко.

В 2022 году начинающие сельхозкооперативы Кубани получили из федерального и краевого бюджетов более 60 млн рублей на развитие. Эти средства идут на компенсацию затрат на приобретенное оборудование для переработки сельхозпродукции, ее упаковки, маркировки, транспортировки и реализации, покупку техники.

Кубанские фермеры нашли свой островок в море ритейла

Новой формой поддержки сельхозпредпринимателей стал федеральный проект «Фермерский островок». Его разработала корпорация МСП. Суть в том, чтобы помочь малым хозяйствам сбывать продукцию под одноименным брендом в крупных торговых сетях. Для этого корпорация оказывает консультационную поддержку, представляет гайдбук для оформления торговой точки, определяет единого оператора, который организует закупку и реализацию продукции. При поддержке регионального департамента потребительской сферы первый «островок» появился в Славянске-на-Кубани. Оператором стала индивидуальный предприниматель Евгения Косова. До этого она держала несколько магазинов, но поняла, что в одиночку противостоять натиску крупных сетевиков невозможно.

– Я буквально топталась на одном месте, бизнес не шел. Стала искать новый стиль работы, который бы отвечал основным требованиям – качество, натуральность продукции и высокий стандарт обслуживания. Идеальным оказался формат «Фермерского островка». Мы немного адаптировали его и открыли торговую точку не в супермаркете, а напротив. Соседство с крупным ритейлером пошло на пользу – повысился трафик. Люди с удовольствие заходят к нам. В день бывает около 200 человек. Для начинающегося бизнеса в небольшом городе это прорыв, – говорит Евгения Косова.

«Фермерский островок» разместился в помещении площадью 70 кв. метров. Его оформили в едином стиле, согласно утвержденному гайдбуку. Стены, прилавки, мебель выполнили из материалов, имитирующих природные материалы и цвета. Использовали узнаваемые графические элементы декора, постеры. Это помогло сэкономить на дизайнерских расходах.

Новое современное место привлекло сельхозпроизводителей и покупателей. К проекту сразу присоединилось порядка 15 фермеров и индивидуальных предпринимателей, производящих мясную, молочную, кондитерскую продукцию, соленья и живую рыбу – форель привозят из Адлерского района.

– Этот формат удобен фермерам, малым и микропредприятиям. Мы закупаем у них продукцию, размещаем в удобном, привлекательном месте и продаем с небольшой наценкой. Покупатели получают большой ассортимент товаров по приемлемым ценам. В первую очередь это рассчитано на людей, которые отдают предпочтение натуральной продукции, но не имеют возможности каждый день ездить к фермеру за пачкой масла или литром молока. Кстати, это наше преимущество – покупать свежую фермерскую продукцию можно хоть каждый день, а не только по выходным на ярмарках, – поясняет Евгения Косова.

По ее словам, старт оказался удачным и есть планы по расширению, открытию «Фермерского островка» в других городах края, в том числе в Краснодаре.

За пределы края

Кубанские продукты хорошо знают в стране. Во многом за счет того, что регион неоднократно презентовал их на многих выставках, участвовал в «Днях Краснодарского края в Москве». И вот, летом 2022 года в столице открылась первая постоянно действующая кубанская ярмарка. Ежедневно, в течение всего года на этой площадке свои товары представляют более 20 фермеров. Это сыры, мясо, колбасные и молочные изделия, мед, варенье. Большинство – обладатели знака качества «Сделано на Кубани». Современное торговое пространство сочетает колорит рыночной торговли, комфорт и удобство для продавцов и покупателей. За несколько месяцев кубанская ярмарка стала одним из популярных мест для москвичей и гостей столицы.

Делись!

Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте, на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»

Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~iZp7I

Версия для печати

Поделиться с друзьями

Материалы по теме:  Экономика Кубани