Иван Чумаков: Краснодарский край как полигон Кремля для элитных реформ
Смена главного судьи Шипилова и других ключевых фигур вертикали власти южного региона может быть подготовкой к реформе системы регионального управления.
Отставка председателя Краснодарского краевого суда Алексея Шипилова в июне 2025 года стала лишь одним из звеньев масштабной ротации элит на Кубани. За ней кроется не просто смена кадров, а системная трансформация вертикали власти, инициированная Кремлем. Краснодарский край, традиционно служащий «полигоном» для федеральных экспериментов, готовится к реформе местного самоуправления, которая может стать моделью для всей страны. Что стоит за этими процессами, и как они изменят регион и страну? Своим экспертным мнением с читателями ЯСНО делится известный политический эксперт и экономист Иван Чумаков.
Отставка Шипилова как звено в массовой ротации истеблишмента Краснодарского края в 2025 году
«19 июня в отставку уходит Председатель Краснодарского краевого суда Алексей Шипилов. Решение, ставшее известным только в этом месяце, стало для многих неожиданным, тем не менее, оно укладывается в наметившуюся канву ротаций в разных ветвях и уровнях вертикали власти Кубани.
Это не только замены руководителей краевых управлений ФСБ и МВД, но и ряд менее заметных, но от того не менее важных ротаций на ключевых постах. Например, уход в отставку судьи Краснодарского краевого суда Владимира Кисляка, трудившегося ранее председателем краевого Совета судей. Кроме того ротации могут проходить в «силовой форме», как в случае с арестованным вице-губернатором Александром Нестеренко. Или с курирующим краснодарский «внутрипол» вице-мэром Всеволодом Нетребой. Мало кто обратил внимание, что со своих постов «по-тихому», самостоятельно и без претензий правоохранителей в 2025 году ушли коллеги последнего из Сочи и Новороссийска: Галина Москалева и Александр Яменсков.
Предположу, что случившиеся кадровые ротации — не последние. И нас еще до конца этого года ждут громкие замены в судейском корпусе региона, в представительствах федеральных ведомств на Кубани, а также в муниципальной и региональной власти. Тем более, после выборов губернатора традиционно проходит «перетряска» команды. А в следующем году — Госдума, в 2027 году нас ждут выборы в Заксобрание края, которые могут пройти по модели муниципальных выборов в Краснодаре в 2025-м — с 50% новых кандидатов от партии власти.
Обычно такие массовые «чистки» на верхних этажах региональной власти служат признаком скорой замены действующего главы субъекта федерации. Однако на Кубани сейчас явно не тот случай. Ведь президент РФ Владимир Путин уже выразил поддержку на переизбрание Вениамина Кондратьева. А правящая «Единая Россия» поддержала его кандидатуру. Значит, наблюдающаяся коррекция власти у нас не персональная, а системная. И тут интересно понять, по какому принципу она проводится федеральным центром».
Федеральный тренд реструктуризации элиты и «кубанский полигон» Кремля
«Тем, кто следит сугубо за кубанскими событиями, может показаться, что Кремль недоволен местным положением вещей. Однако, если мы откроем федеральную прессу, то легко убедимся, что это не так. Громкие отставки, задержания, аресты и суды в стране идут нонстопом каждый день примерно с мая 2024-го года. Под ударом оказались не только элитарии из городов и регионов, но и представители федеральной власти. Впрочем, это не «кампанейщина», не «новый 37-й год», а планомерная работа по зачистке дискредитировавших себя руководителей. То есть, вполне «проектный» процесс по повышению эффективности элиты. «Перегибы» могут быть в тех или иных случаях. Но в целом у нас речь не о «репрессиях», а о борьбе с вполне конкретными должностными преступлениями.
С чем это может быть связанно? В условиях продолжающегося СВО и глобального противостояния со странами Запада мы уже несколько лет наблюдаем сокращение ресурсной базы (в том числе, ежегодное урезание федерального бюджета). И, как следствие, повышенной социальной напряженности. В этих условиях естественная реакция федерального центра — управленческая оптимизация по всей России. Всем дан сигнал, что аппетиты нужно умерить, а управляемость должна быть максимальной. Ведь «папочка» имеется на очень многих.
На этом фоне в России параллельно проходит реформа местного самоуправления. Уже с 19 июня начнет действовать Федеральный закон «Об общих принципах организации МСУ», по которому регионы смогут выбрать модель местной власти: одноуровневую и двухуровневую (принятую повсеместно сейчас). В первом случае предполагается полный отказ от самостоятельности сельских и городских поселений, которые станут филиалами районной администрации.
Складывается стойкое ощущение, что это — лишь первый шаг намеченных Кремлем масштабных преобразований. И Кубань — традиционно используемая федеральным центром в качестве одного из «полигонов» для испытания политических, социальных и нормативных новаций, может вновь быть задействована в этой роли. Предполагаю, что Кремлем здесь организационно создаются условия для реформы МСУ, которой противятся некоторые элитные группы».
Кубань в ожидании системной трансформации вертикали власти
«Сегодня, говоря о предстоящей реформе местного самоуправления, особенно в контексте Краснодарского края, мы должны понимать, что речь идет не просто о механической замене звеньев в системе. Это — предвестник системной трансформации, где старая управленческая логика окончательно себя исчерпала.
Уже очевидно, что в регионе планомерно идет подготовка к крупной организационно-управленческой реформе. Замена руководителя ключевых силовых структур на Кубани и нынешняя смена председателя краевого суда — это лишь начало обновления силового и судебного блоков. Но для понимающих людей это еще и важный сигнал. Система готовится к масштабным изменениям, и реформирование местного самоуправления — следующий шаг».
Старые элиты на местах как тормоз развития государства
«Организационно-управленческая модель, созданная Борисом Ельциным в России в 1990-е годы, формировалась под совершенно другие условия. Сегодня она не просто устарела — она блокирует развитие. Общество изменилось. Современный гражданин — это человек, который проводит большую часть жизни в «онлайне». Он требует моментального отклика, цифровой прозрачности и быстрой связи с государством. В условиях сокращающегося бюджета и предстоящей глубокой экономической реформы, существующая модель управления попросту не выдерживает давления. Неэффективность — это не просто управленческая проблема. Это прямой путь к системному кризису.
Когда мы говорим о реформе местного самоуправления, мы должны говорить правду: в большинстве случаев оно сегодня состоит из представителей локальных элит. Они находятся там не потому, что представляют интересы государства и населения, а потому что представляют групповые интересы самих себя. Их ключевые качества — управляемость и лояльность. И именно это делает реформу невозможной при сохранении их в системе: нельзя ждать, что те, кого должны сократить, будут сами же себя реформировать. Они саботируют любые изменения — под видом «защиты интересов населения» и пугалок о «росте протестных настроений». Но, по сути, они защищают только собственное положение и активы.
Нужна новая централизованная, цифровая, унифицированная модель, в которой управленческое решение отслеживается в реальном времени, а обратная связь с обществом поступает напрямую. Не через отчеты, не через бумажные формы и жалобы «в никуда». А через цифровой контроль, цифровую фиксацию исполнения решений и систему обратной связи, основанную на оценке гражданином эффективности местной власти.
Старая модель с многоступенчатой отчетностью и огромными временными лагами — анахронизм. Она требует ликвидации. И здесь Краснодарский край — отличный пример, где мы уже видим шаги в этом направлении. Смена ключевых силовиков на жестких и системных исполнителей политики федерального центра — это не просто ротации. Это организационно-управленческая опора для формирования новой административной структуры региона. При этом нужно понимать: губернатору Кондратьеву, находящемуся в этой системе достаточно давно, придется вступать в прямой конфликт с теми, с кем он работал долгие годы. Это неизбежно.
Важно подчеркнуть: никто не обвиняет уходящие в отставку кадры в некомпетентности (за исключением случаев с конкретной уголовной составляющей). Проблема не в личностях, а в управленческой адаптивности. Человеческая психика ригидна — она не приспособлена к быстрой смене парадигм. Большинство чиновников старой школы просто не смогут интегрироваться в новую цифровую модель. И в этом смысле оставление своих постов именитыми представителями судебной системы это не про провал. Это про завершение эпохи. Но новая система требует новых инструментов. И новых людей».
Бюрократия — как глобальный вызов
«Тем не менее, даже эта смена — лишь верхушка айсберга. Мы сталкиваемся с системной проблемой, корни которой уходят еще в советскую управленческую практику. Именно она сформировала ложную норму, где управленческий цикл — планирование, организация, мотивация, контроль — на последнем этапе превращается в симулякр. Контроль как функция подменен отчётностью, отчётность — искажена, показатели — натянуты.
Это не проблема Кубани — это национальная управленческая трагедия для всей страны. Более того, схожие проблемы мы видим и в так называемых «развитых странах». У всех на слуху попытка реформировать Администрацию президента США, предпринятая Илоном Маском.
Искажение отчетности — системная патология бюрократии как класса на глобальном уровне. Контроль не работает. Он требует верификации. Федеральному центру приходится не управлять, а перепроверять. И если в одном регионе это ещё возможно, то в масштабе страны — это катастрофа. Тысячи городов, десятки тысяч управленцев, работающих в режиме приписок и манипуляций с цифрами — это прямая угроза национальной безопасности.
Современная Россия — это страна, которая живет в цифровом веке, а управляется по лекалам позднего СССР. Эта несовместимость и есть главный вызов. Потому что население живет в парадигме эффективности, а локальные управленцы — в парадигме имитации управления. Причем, со схожими вызовами сейчас столкнулись многие страны.
Государство обязано обеспечить такую структуру, в которой обратная связь от общества — честная, живая и оперативная — становится частью системы принятия решений. И только тогда местное самоуправление перестанет быть клубом друзей местных элит, а станет реальным проводником интересов государства и общества».
Открытость — необходимый элемент для успешных реформ
«Но без доверия никакая реформа не сможет долгосрочно быть эффективной. А доверие возникает только там, где власть открыта. Не на время выборов, а постоянно. Не только через цифру, но и лично. Когда человек чувствует, что его слышат — он готов воспринимать изменения как часть совместной работы, а не навязанную сверху перестройку.
Так что власти на всех уровнях начать нужно с простого: регулярного, открытого, честного общения с людьми. Даже если это неудобно. Особенно, если неудобно!»
Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~heFGv