Роман Плюта: Новогодние каникулы на стыке возможного и невозможного
Общество

Роман Плюта: Новогодние каникулы на стыке возможного и невозможного

Новогодние праздничные дни для большинства являются временем осознания возможного и невозможного. И дело даже не столько в грандиозных мечтах, которые порой реально исполняются, а в способностях собственного тела. Точнее пищеварительной системы. Кулинарные изыски соблазняют наши чувства, но потом нередко приводят к большим разочарованиям из-за переусердствования в количестве. Медик по образованию и православный общественный деятель по призванию Роман Плюта делится своим опробованным рецептом баланса интересов тела и души. На этот раз он не провоцирует головную боль у либеральной общественности, а даёт советы как эту боль избежать.

«Итак, Кубань, как и вся Россия, окончательно встретила новый год. Со всеми положенными атрибутами – салатами Оливье, шампанским, икрой, фильмом «С лёгким паром», а также обычными новогодними синдромами – похмельем и перееданием. В новогодние праздники в разы возрастает количество обращений к врачам по поводу заболеваний пищеварительной системы. Помню, в этом отношении одной из коронных фраз профессора Полянского, заведующего кафедрой факультетской хирургии нашего Кубанского мединститута, была следующая: «новогодняя бутылка шампанского натощак, и острый панкреатит вам обеспечен»…

А ведь впереди ещё несколько долгих дней новогодних каникул! И то, как мы их проведём, зависит от нас самих. А потому предлагаю провести эти замечательные январские дни с пользой для души и здоровья!

Напоминаю, что вплоть до 7 января у православных христиан продолжается Рождественский пост (с основными правилами соблюдения которого мы с вами уже познакомились ранее). Призываю всех, кто не постился, попробовать держать православный пост хотя бы в эти последние дни перед Рождеством. Поверьте: это принесёт вам очень ощутимую пользу и радость – не только физическую, но и духовную! Тех же, кто пост соблюдает, призываю завершить Рождественский пост достойно и в полном соответствии с Церковным уставом.

Из последующего описания вы оцените, насколько полезной и даже целебной является пища последних дней Рождественского поста и Рождественского Сочельника. Безусловно: это та самая райская пища, которая способна подлечить и оздоровить наш организм после многочисленных стрессов прошедшего года и предновогодних дней.

Но самое главное исцеление любой христианский пост дарит нашей душе, перегруженной и измученной сегодня бесполезной суетой, многими бессмысленными заботами и страстями. Ведь человек, соблюдающий пост – как солдат, стоящий на посту – обороняющий себя от самой разной скверны, могущей поразить как душу, так и тело. Или как капитан на вахте у рулевого колеса своего корабля: сиюминутно вглядываясь в окружающие туман и тьму, он легко обходит рифы жизненных неурядиц и айсберги бытовых проблем.

salat.jpg

"Эта пища принесёт вам очень ощутимую пользу и радость – не только физическую, но и духовную"

Для этого в эти новогодние праздничные дни вам потребуется определённая сила воли и самообладание. Ведь именно со 2 января начинается завершающая – самая строгая фаза Рождественского поста! Со 2 января до 5 января включительно наступает так называемое предпраздненство Рождества Христова. С самых древних времён эта неделя поста являлась по своей строгости равной Великому посту, и имела особый духовный смысл.

По понедельникам, средам и пятницам в эти несколько дней православными постящимися соблюдается строгое сухоядение. Так в церковном календаре обозначается разрешение на вкушение только неварёной, сырой пищи – осуществляется, говоря современным языком, абсолютное сыроедение. Таким образом, в понедьник, среду и пятницу можно будет кушать любые овощи и фрукты в их естественном сыром виде, а также все разновидности сухофруктов, орехи и мёд. Апельсины, мандарины, яблоки, капуста, редька, зелень и другие овощи в эти праздничные дни помогут вам не только восстановить пошатнувшийся иммунитет, но и выведут из организма вредные токсины и шлаки.

По вторникам и четвергам, а также субботам и воскресеньям в дни предпраздненства Рождества разрешается горячая пища с растительным маслом. То есть в субботу и воскресенье 3 и 4 января мы едим те же самые овощи, фрукты или сухофрукты, но уже можем их варить, тушить или запекать с растительным маслом. Любимый кубанский борщ, картошечка во всех её видах и драгоценная гречка тут – в самый раз!

ray.jpg

«Пища последних дней Рождественского поста — это та самая райская пища, которая способна подлечить и оздоровить наш организм после многочисленных стрессов прошедшего года и предновогодних дней»

А вот 6 января наступает Рождественский Сочельник – последний день накануне Рождества. По древней христианской традиции в сочельник принято полностью отказываться от пищи – то есть голодать, – «до первой звезды», с появлением которой Рождественский пост, собственно, и заканчивается. Традиция поститься до первой звезды, появляющейся в вечернем небе 6 января, связана с преданием о Вифлеемской звезде, возвестившей волхвам о рождении Христа. Надо сказать, что в уставе Церкви традиция абсолютного поста в рождественский сочельник не записана, но, тем не менее, строго соблюдается многими благочестивыми христианами. По «действующему» же Церковному же уставу в Рождественский сочельник предписана горячая пища с растительным маслом.

Интересно, что само название Сочельник, или Сочевник, произошло от главного кулинарного блюда, которым разговляются (иначе говоря – выходят из поста) в Рождество. По Церковному Уставу для этого следует употреблять сочиво – сушёные хлебные (ржаные или пшеничные) зерна, размоченные в жидкости – воде, или собственно сочиве. Сочивом называли сок, или, как говорили ещё, «молоко» из перетёртых различных семян: маковых, конопляных, подсолнечных, горчичных, орехов, миндаля и других. Часто с добавлением мёда, фруктов или сухофруктов. Таким «молоком» также приправляют каши во время строгих дней 40-дневных Филиппового и Великого поста.

В церковной традиции также указывается, что есть сочиво в Рождество у христиан было принято в подражание посту пророка Даниила и трёх отроков, которые питались «от семян земных», чтобы не оскверняться языческой трапезой в вавилонском плену – они воспоминаются Церковью незадолго перед праздником Рождества.

Сочивом начиналась трапеза христиан не только в Рождественский и Крещенский сочельники, но также на крестинах, поминках, его также по традиции приносили в числе даров в дом, где появился новорожденный.

Кроме сочива на ритуальном и строго постном столе Рождественского Сочельника мы встретим ещё два ритуальных блюда. Это густой компот – взвар, или узвар, состоящий из разных целых или разрезанных пополам фруктов (яблок, груш, вишен, айвы, абрикосов, слив, изюма, инжира) или варенья из целых ягод – малины, клубники, земляники, морошки и других. И также – у северных славян – кутью (или коливо): постную кашу, сваренную из целых зёрен пшеницы (реже ячменя или других круп) на меду, с добавлением мака, орехов, изюма или других сушёных фруктов.

Наш христианский пост – это осознанная поступь избегания любого греха, болезни, вреда своей собственной жизни. Эта Свобода – от греха, болезни и вреда – вот истинный смысл и Рождественского поста.

А праздник Рождества – это праздник рождения Бога. Рождения Христа в мир, и рождения его Слова в нас самих.

С наступлением Рождества 7 января у христиан начинаются праздничные дни – Рождественские Святки. Так принято называть двенадцать праздничных дней от Рождества Христова до Крещения Господня (Богоявления). Об их смысле, традициях и питании в эти дни, которые также выпадают на новогодние каникулы, предлагаю поговорить буквально через несколько дней...»

Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~SQyB8

Версия для печати