Нина Витульская: Обрушение зданий в Краснодаре может последовать после провалов грунта под трамваями
Эксперт описала глубинные причины постоянного проседания почвы в столице Кубани.
Частые провалы грунта на улице Московской в Краснодаре продолжают вызывать беспокойство у жителей города. Особенно тревожно ситуация обстоит в районе ул. Московской, где провалы под трамвайным полотном стали нормой. Чтобы разобраться в причинах происходящего, портал ЯСНО обратился к Нине Витульской — доценту и кандидату технических наук, зампреду реготделения Всероссийского общества охраны природы, члену РГО, эксперту Госэкспертизы. Ее комментарий, основанный на многолетнем опыте работы, проливает свет на волнующую горожан ситуацию.
Коллаж ЯСНО
Провалы на Московской: при чем тут геологические особенности Краснодара
Свою беседу с корреспондентом ЯСНО Нина Витульская начинает с объяснения геологической истории региона.
— Дело в том, что мы находимся на дне бывшего моря, или, если угодно, океана. Черное, Азовское и Каспийское моря — это все остатки древнего океана Тетис, который существовал здесь миллионы лет назад. Вода ушла с поверхности в результате тектонических процессов, включая вулканическую деятельность. Вулканическая деятельность приводит к поднятию земной коры, что создает пустоты в грунте, — поясняет эксперт.
По ее словам, на это накладывается сохраняющаяся на Северном Кавказе сейсмическая активность.
Эксперт также отмечает, что в советское время геологическая служба Краснодарского края была одной из самых развитых в стране.
— Геологическая карта нашего края была детально проработана. В прошлом для ее изучения была создана организация «Кубань-Геология», которая объединяла высококвалифицированных геологов. Они проделали серьезную работу по исследованию геологии Краснодара. Но позже эти карты и исследования были изъяты по неизвестным причинам.
Нина Витульская объясняет, что пустоты, оставшиеся после ухода моря, и становятся причиной провалов.
— Как говорят, «святое место не бывает пустым». Если оно опустело, то это место становится провалом. Раньше считали, что причина пустот в ливневых стоках, но наша команда экологов всегда опровергала это.
Эксперт также вспоминает, что в советское время проблемой занимались серьезно:
— Благодаря «Кубань-Геологии» весь Краснодарский край находился под постоянным геологическим мониторингом. Однако позже эти наработки были утеряны. Сегодня Сергей Величко, который возглавляет «Кубань-Геологию», пытается вернуть эти материалы, чтобы объяснить, почему происходят провалы. Но пока ничего не найдено и новые исследования не проводятся.
Провалы на Московской: виноваты ошибки в градостроительстве Краснодара
Эколог критикует решение провести трамвайные пути по улице Московской.
— Когда мы, экологи и геологи, возражали против прокладки трамвайных путей, нам говорили, что это не наше дело. Но трамвай — это постоянная большая нагрузка на грунт. Мы предлагали альтернативные решения, например, маломестные автобусы, но нас не послушали.
По словам эксперта, весь район, где проходит улица Московская, — геологически нестабилен. Именно поэтому в советское время его пытались не нагружать, создав там несколько заводов по приборостроению. Однако позже власти дали добро на застройку. В начале речь шла о возведении в районе частных домов. Впрочем, позже было принято решение застраивать район жилыми комплексами.
Нина Витульская также отмечает, что строительные компании и городские власти часто игнорировали мнение экспертов.
— Застройщики считали, что они принимают ключевые решения, а мэры шли у них на поводу. Геологические карты и исследования были изъяты под влиянием строительных компаний. Сегодня мы видим результат этой политики.
По словам Нины Витульской, недавние провалы грунта под трамвайными линиями могут показаться лишь «цветочками» на фоне более глубоких и опасных проблем. Случившееся лишь «первый звонок», который предвещает возможные разрушения. Если не обратить на это внимание, последствия могут быть куда более серьезными. Состояние зданий в этом районе вызывает опасения, ведь просадка почвы может негативно отразиться на их фундаментах. Хотя на первый взгляд это может быть не так заметно, но скрытые риски уже существуют.
Эксперт подчеркивает, что район улицы Московской не предназначен для массовой застройки многоэтажными зданиями, а девелоперы и городские власти Краснодара продолжают игнорировать это, закрывая глаза на возможные проблемы.
— Такая же проблема с провалами, только в меньшей степени, сейчас наблюдается в Юбилейном микрорайоне Краснодара. Ситуацию нужно серьезно контролировать.
Провалы на Московской: что делать дальше?
Нина Витульская предлагает конкретные шаги для решения проблемы:
1. Провести новые гидрогеологические исследования.
— Необходим срочный мониторинг и оценка состояния грунта с использованием современных технологий, таких как георадар и 3D-моделирование. Без этого мы не сможем понять, где могут произойти следующие провалы.
2. Запретить строительство в опасных зонах.
— Нужно запретить строительство высотных зданий и других капитальных сооружений в районах с повышенным риском провалов. Вместо этого можно строить социальные объекты, такие как школы и детские сады.
3. Убрать трамвайные пути.
— Трамвай создает дополнительную нагрузку на грунт. Лучше заменить его на маломестные автобусы или другие виды транспорта, менее опасные для геологически нестабильных территорий.
4. Вернуть утерянные геологические данные.
— Необходимо найти и вернуть утерянные геологические карты и исследования. Это поможет лучше понять причины провалов и предотвратить их в будущем.
5. Возобновить активный мониторинг геологической ситуации в Краснодаре
— Ситуацию с провалами грунта в крайцентре нужно тщательно контролировать.
Эколог подчеркивает, что проблема провалов грунта на улице Московской требует комплексного подхода:
— Мы должны учитывать геологические особенности региона и не допускать ошибок в градостроительстве. Только так мы сможем обеспечить безопасность жителей и предотвратить дальнейшие разрушения.
Без учета мнения экспертов и проведения необходимых исследований ситуация на Северо-Востоке Краснодара может только ухудшиться, что приведет к новым провалам и угрозе для жизни и имущества горожан.
Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~9FxQb