Роман Иноземцев: Нас ждет откровенное двадцатилетие
Политика

Роман Иноземцев: Нас ждет откровенное двадцатилетие

Что будет с Россией к 2040-м годам

«ЯСНО» продолжает свой новый проект «Образ будущего», в котором мы рассказываем о том, что ожидает мир, Россию и юг страны.

В первой части краснодарский аналитик, экономист Роман Иноземцев рассказывал, чем помимо спецоперации на Украине будет вызван новый кризис ближайших лет, почему Китай оказался в большой неопределенности, как США разрывает изнутри и что же будет с Россией в ближайшие пару лет. На этот раз он заглянул в более далекое будущее.

Редакция "ЯСНО" может не разделять мнение автора.

***

Образ будущего

Когда речь заходит о прогнозировании на длину целого поколения, то здесь силу имеют очень инертные и скрытые от внимания вещи, на которые редко обращают внимание и потому их манифестация оказывается каким-то откровением. Тем не менее, влияние этих процессов переоценить очень тяжело. Давайте рассмотрим те процессы, которые происходят и которые определят то, какой будет Россия через 20 лет.

Образ будущего: падение Кроноса

На наших глазах происходит то, чего не было в истории России никогда и к чему нам нужно привыкать. Еще никогда Россия не была сама себе ориентир. Всю свою историю Русь, Москва, а потом и Россия на кого-то ориентировалась. Сначала это была Византия, безусловный культурный и долгое время экономический лидер, потом эту роль на себя примерил Запад. Конкретные страны менялись, но общее направление оставалось тем же.

Даже во времена Российской Империи, когда русский народ ассимилировал миллионы иммигрантов из Европы, давая им другие имена и заставляя принимать нашу культуру, Россия смотрела на Запад, что отлично видно по названиям блюд русской кухни, где самые известные – жульен и салат Оливье. Даже пиво в такой провинции как Кубань сплошь и рядом называлось «Баварией» - то новой, то восточной, то южной, то приазовской. Причем, не всегда владельцами пивоварен с «Баварией» были немцы.

Точно так же было и в советское время, когда от западной музыки, западного кино и западных книг пришлось «защищать» население страны цензурой и железным занавесом. Тем не менее, советские граждане стремились подражать именно западной моде, и стоило железному занавесу затрещать, как страну наводнила западная культура со всем хорошим и плохим, что она имела.

Так вот, сегодня этот титан низвергается и отправляется в тартар. У современной России больше нет ориентиров, на которые мы бы смотрели с пиететом. Запад прельщать перестал. Сегодня он все отчетливее становится объектом шуток. Восток же культурным ориентиром никогда и не был и имеет мало перспектив стать. Значительная культурная и языковая пропасть с Китаем страхует нас от того, что Китай вместе с экономическим влиянием обретет и культурное, как это делал Запад. Исламский мир манит лишь издалека – при ближайшем знакомстве все его великолепие испаряется. Индия явно не имеет мессианских задач и способна прельстить очень немногих. Причем, автономизация русской культуры наблюдается даже на примере православной церкви – раскол, который начался с томоса об автокефалии ПЦУ, который выдал константинопольский патриарх. Многие инсайдеры тогда писали, что проблему могла решить взятка константинопольскому патриарху, но Москве надоело содержать Фанар, а создание африканского экзархата показало, что Москва имеет амбиции утвердиться в качестве нового духовного центра мира, тем более что в 21 веке значение Африки в мировой политике и экономике будет расти.

Сегодня Россия все лучше осознает, что должна стоять на своих ногах и идти вперед сама, а не волочиться за кем-то. Это понимание с годами приведет к более самостоятельной и самодостаточной внешней и внутренней политике, а также к избавлению от влияния иностранных государств на жизнь в стране. И если сегодня просмотр, например, турецких сериалов не вызывает особой реакции (мыльная опера, подумаешь), то в будущем на такого человека начнут смотреть косо, ведь так он соучаствует в культурной агрессии в Россию, но чем дальше Россия будет идти на своих двоих ногах, тем меньше у нее будет желания опираться на костыли чужих культур.

Правда, российская культура к этой самостоятельности явно не готова. Пока наше искусство, по большей части, сводится к подражанию каким-то западным образцам (типичная формула «наш ответ…»). Эту многовековую традицию придется прерывать и учиться создавать что-то новое, другое, свое.

Образ будущего России: реванш духа

Устранение Запада как духовного ориентира, его падение как лидера экономического и грядущий масштабный экономический кризис приведут к тому, о чем я много лет пишу в т.ч. у себя в тг-канале, наступит крах материализма и реванш духа. Причины будут простыми: в условиях сжатия мировой экономики и ухудшения жизни людей, станет невозможным существовать в экономикоцентричном обществе. Если раньше Россия была страной возможностей заработать, чему, собственно, и посвящена нынешняя конституция страны, то со временем Россия вновь станет страной, служащей идее. И контуры этой идеи уже просматриваются. Это традиционные религии России, адаптированные к Православию. Неадаптированные учения же будут преследоваться и подавляться. За неправильное христианство, ислам, иудаизм, буддизм и другие верования будут сажать.

Нечто подобное мы наблюдаем и сейчас, однако сегодня пока что не имеет критического значения, в какую церковь кто ходит и в каких ритуалах участвует. Если люди успешно решают ставящиеся перед ними задачи, то пусть ходят в мечеть или на одитинг сколько душе угодно. Однако в будущем вопрос религии вновь станет вопросом политическим и посещение неправильных собраний само по себе станет основанием для краха карьеры, тем более что через религиозные организации активно давно действуют иностранные спецслужбы, а подобные практики фактически работают в США и ЕС с той лишь разницей, что там другие объекты поклонения.

Положительной стороной такого поворота станет противодействие тенденциям, которые приводят к разрушению общества, что позволит решать ряд задач. Прежде всего, демографическую проблему, развитие сельских территорий, повышение внутриполитической устойчивости и др. В условиях растущей нестабильности ведущих стран, вызванной трансформациями их обществ, устойчивость сама по себе будет серьезным плюсом. Симптомы видны уже сегодня на примере США, Японии и ЕС, где имеет место открытое разрушение общества и неприкрытая поддержка антиобщественных девиаций. На очереди в ближайшие 20 лет может стать Китай, где бурный экономический рост имел ряд последствий, а созданные им диспропорции наложились на культурные и языковые различия между провинциями Китая.

Соответственно, для того, чтобы занимать лидирующее положение в мире России вовсе не обязательно быть первой экономикой мира. Культурное и моральное лидерство позволит нам компенсировать неблагоприятное экономическое положение, хотя и оно в значительной степени будет улучшаться.

Россия к 2040-м годам: перестройка экономики

Говоря о будущем российской экономики, я делаю важное допущение – в ближайшие 20 лет в стране не произойдет никакой революции, потому, что революционный хаос способен отбросить страну на десятилетия и похоронит любые прогнозы.

Исходя из такого допущения, через 20 лет я ожидаю того, что Россия будет развиваться в двух направлениях. С одной стороны, будет все активнее осваиваться ее территория. Это, прежде всего, Арктика, которая уже становится ареной схватки ведущих мировых держав и где Россия хочет наладить продолжительную навигацию по Северному Морскому Пути. Также будут активно осваиваться сельские районы страны, откуда люди уезжали с начала коллективизации и первых пятилеток.

Вторым направлением будет развитие новых технологий и цифровизация. Эти контуры заметны вовсю сегодня, по мере того, что государство предпринимает значительные усилия по достижению технологического суверенитета и по мере становления сознания, где Россия будет в центре мира, эта задача будет решаться, т.к. наши люди будут стремиться свой потенциал реализовывать внутри страны, соответственно, будет решена главная проблема современной России – отток мозгов и отток капиталов. Если научить людей любить свою родину, большую и малую, то им просто не захочется выводить деньги куда-то и уезжать из своего региона.

Тем не менее, огромной гирей на России будет висеть ее демографический кризис, который вряд ли будет решен через 20 лет, тем более что его корни находятся весьма глубоко и не обусловлены одними лишь экономическими потрясениями или недостатком квадратных метров. Решение демографического кризиса возможно лишь по мере перестройки сознания людей, что наблюдается не особо. Соответственно, я бы ожидал, в лучшем случае, начало решения демографического кризиса через 20 лет. Соответственно, через двадцатилетие половозрастная структура российского общества будет становиться все хуже – Россия продолжит стареть. Частично негативные эффекты будут парированы развитием технологий и иммиграцией, но полностью решить демографическую проблему эти источники не смогут. Поэтому решение естественной убыли населения будет выходить на первый план и в ближайшие 20 лет Россия либо предпримет действия по радикальному изменению ситуации, либо депопуляция приобретет эффект снежного кома, когда малочисленное поколение детей двадцатых даст еще меньшее поколение детей сороковых. Пока же тенденцией прошедших десятилетий были лишь полумеры, устраивавшие всех, но не решавшие проблему. Радикальное же решение будет сопряжено с устранением широкого круга людей, открыто пропагандирующего в России практики, негативно влияющие на нашу демографию. Первые ласточки этой тенденции уже полетели. И здесь мы подходим к еще одному вопросу, решение которого определит Россию через 20 лет.

Россия без Путина

При всей своей хорошей физической форме, Владимир Путин, скорее всего, не будет главой государства через 20 лет. Соответственно, та система сдержек и противовесов между элитными группировками, которую он выстроил, и поддержание которой помогло России выйти из хаоса 90-х, подвергнется серьезному стресс-тесту. Многие исследователи отмечают, что Владимир Путин придает огромное значение личным взаимоотношениям и персональным договоренностям. Так вот, его уход вызовет дестабилизацию политической системы России и положит начало серьезному противостоянию элитных группировок. Это будет время уязвимости России, которой обязательно постараются воспользоваться ее противники.

Однако работа на упреждение этого сценария фактически началась – в настоящий момент уже происходит зачистка некоторых прозападных элитных групп. Эта зачистка продолжится до тех пор, пока прозападных элит в России не останется и с уходом Путина уничтожение прозападных кланов только ускорится, если, конечно, его приемником будет «силовик», а не либерал – этот вопрос прояснится по мере реализации СВО на Украине. Если влияние Запада ослабнет и у России не будет необходимости деэскалировать конфликт, постановкой прозападных элит у власти, то преемником Путина будет силовик, который продолжит курс на консолидацию общества, утверждению у власти пророссийской элиты, которая будет поддерживать самостоятельную культуру, которая обеспечит экономический рост с перспективой преодоления демографического кризиса.

Если же России придется деэскалировать конфликт с Западом, то у власти окажется условный (или нет) Дмитрий Медведев, при котором та грязь, что покинула Россию, вернется и вновь будет на первых позициях, как это было в президентство Медведева, когда многие деятели ельцинской поры вновь заявили о себе.

Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~nvPsa

Версия для печати