Евгений Змиев: Вскочат ли цены на бензин от налогового манёвра?
Политика

Евгений Змиев: Вскочат ли цены на бензин от налогового манёвра?

Нефтянка и налоговый маневр: страхи и реальность

Профессиональный эксперт в области управления организациями и бизнесом, кандидат экономических наук, член советов директоров российских компаний Евгений Змиев специально для «ЯСНО» прогнозирует последствия новых налоговых изменений в нефтяной отрасли.

В нашей российской действительности завершается начало того, что в узких кругах Правительства и руководства нефтяных компаний называют «налоговым маневром», чтобы перейти к его полной реализации. Для этого принят и в начале августа 2018 года подписан Президентом пакет законов о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли.

С одной стороны, уже с 2019 года в течение 6 лет экспортная пошлина на нефть будет снижаться с 30% до 0. С другой стороны, в течение 3 лет будет повышаться налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть. Ясный вывод из этого, что риск повышения цен на бензин внутри страны сильно возрастает. Либо возрастает риск дефицита бензина и дизтоплива, если нефтяники увеличат более выгодный экспорт за счёт лимитов внутренних потребителей.

И тут, чтобы такого не было и Правительство могло регулировать всё в любую сторону, придуманы обратный акциз на нефть для переработки и дополнительный демпфирующий акциз, учитывающий выгодность экспорта бензина.

Обратный акциз – для производителей бензина и дизтоплива не ниже 5 класса с условием поставки на внутренний рынок 10% и более от произведенного объема. И для тех, кто находится под санкциями, даже если они не поставляют бензин на внутренний рынок.

Поэтому сам налоговый маневр дифференцирует налогообложение по результатам инвестиций в её добычу и переработку, стимулируя обновление и модернизацию: чем больше потратил и обновил, тем меньше платишь. Он нацелен на нефтяников, чтобы замотивировать их не только производить более качественный бензин, но ещё и поставлять его на внутренний рынок.

Цены на бензин в Москве

Цены на бензин в Москве сейчас

Дальше ещё интереснее. При колебаниях нефтяных цен на мировом рынке, когда нефтяные компании будут недополучать доходы от экспорта и захотят компенсировать недополученные доходы за счёт повышения цен на топливо для россиян, Правительство сможет экономическим рычагом сдерживать внутренние цены, а не только уговорами, путем применения дополнительного демпфирующего акциза к обратному акцизу на нефть для переработки. Предусмотрены ещё компенсационные меры, которые может применять Правительство, если цены на мировом или внутреннем рынке резко уйдут вверх или вниз.

Таким образом, налоговый маневр – это не поле для простых и ясных решений, понятных большинству. Наоборот, сложность и огромное количество полномочий по настройке и дальнейшему регулированию системы налогообложения нефтяной отрасли говорит о том, что заранее точно просчитать этот самый маневр и быть уверенным в его точности и неубыточности для бюджета не удалось. Вероятно, это было даже невозможно для такого огромного числа некоррелирующих факторов. Поэтому властям нужно обеспечить себе поле для маневра в отношении и этого самого налогового маневра, если что-то пойдет не так. Ведь как мы знаем, ни одна реформа в России никогда не реализовывалась в первоначальном виде и даже не проходила без изменений в течение её реализации. Можно предположить, что эта судьба постигнет и налоговый манёвр в нефтяной отрасли. Черномырдинское «хотели, как лучше, а получили, как всегда» - вышло из нефтегазодобывающей отрасли и пришло вместе с оратором в Правительство. Поэтому с дополнительными доходами федерального бюджета может и не получиться в ожидаемом размере в триллионах рублей, несмотря на грандиозные ожидания.

А вот в отношении страшилок про убыточность нефтяной отрасли вследствие завершения налогового манёвра всё обстоит гораздо оптимистичнее.

Во-первых, нам этот тезис преподносят давно, часто и густо, когда надо поднять цену на бензин, невзирая на то, падает цена на нефть в мире или растёт.

Во-вторых, лоббистский ресурс руководителей нефтяных компаний России: Сечина, Миллера, Алекперова и иже с ними, - настолько велик, что невыгодный для отрасли вопрос даже бы не просочился на руководящие столы. Они и есть нефтяная отрасли России и без них её судьба не решается. А тут уже идет процесс манёвра полным ходом.


Игорь Сечин, Вагит Алекперов и Алексей Миллер. Фото: Александр Миридонов/Коммерсантъ

Игорь Сечин, Вагит Алекперов и Алексей Миллер.
Фото: Александр Миридонов/Коммерсантъ

В-третьих, акции нефтяных компаний России на биржах в пол, как за последние годы у «Магнита», не падали. Хотя процесс озвучен и начат с 2015 года. То есть иностранные инвесторы все риски просчитали и кризиса не увидели. Курс акций на будущие проблемы компании реагирует первым, даже ещё до событий, на этапе слухов.

В-четвертых, вы слышали что-то о снижении зарплат в отрасли или сокращениях персонала? Поэтому плохо там не будет!


Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~0rcFy