Алексей Костылев: Масс-медиа в современной России и их влияние на общество
Общество

Алексей Костылев: Масс-медиа в современной России и их влияние на общество

О поляризации СМИ в современной России, тиражируемых масс-медиа мифах и связи этого с прошедшими протестными акциями сторонников Навального в своей колонке высказался главный редактор издания «Ясно» Алексей Костылев.

«Прошедшие по всей России 26 марта 2017 года акции сторонников оппозиционера Алексея Навального выявили недостатки в системе налаживания диалога между различными группами и противодействия провокациям. Часть молодого поколения, по всей видимости, не доверяет официальным СМИ. И в этом есть вина различных сил, включая и самих журналистов.

Средства массовой информации особенно в регионах всё больше подвергаются поляризации. С одной стороны расслоения оказываются провластные официозные СМИ, с другой – либерально-ориентированные. При этом первые нередко показывают отсутствие контакта с реальной «повесткой» в обществе, давая свою «картинку». Вторые же, наоборот, всячески стремятся поймать сигналы о запросах общества и устраивают гонку за высокими рейтингами.

Как было отмечено, это касается прежде всего регионов, поскольку федеральные масс-медиа обычно более мобильны, стремясь учитывать интересы аудитории, но при этом донося и месседжи власти.

Впрочем, и информационная политика федеральных ТВ-каналов вызывает вопросы. Особенно если речь идет о так называемых «независимых». Возьмем «Каникулы в Мексике» - ТВ-шоу канала MTV, в котором девочек учили, что за каникулы нужно «переспать» хотя бы с шестью разными мальчиками, и тогда они будут успешными. Это что, психически естественная для девочки модель поведения? Или же все-таки вирус маргинального извращения, запускаемый через симпатичных героинь шоу? Про известный всем «Дом-2» на ТНТ мы просто умолчим…

b60438f40bde5848a3e9f238f3881451.jpg

А вот пример уже политический от региональных СМИ: в Краснодарском крае в преддверие акций протеста сторонников Навального два «независимых» интернет-портала выдали анонимные высказывания школьников, которые презрительно говорили о власти, выражали протест нынешней государственной системе. При этом никаких данных о том, сколько всего было опрошено школьников и какой в итоге процент от общего числа молодежи могут занимать ребята с такими воззрениями, никто конечно не потрудился дать. Можно было просто обозначить в статье, что, например, авторы не имеют данных социологических опросов, насколько такие взгляды распространены. Не были поданы и реплики ребят с другим отношением. В итоге, по сути, материал превратился в пропаганду протеста.

Конечно, найдутся те, кто скажет, что современные СМИ показывают жизнь такой, «какая она есть, без прикрас». Но, на наш взгляд, эта точка зрения внушенная. Давайте присмотримся к тому, чем «накачивают» людей.

С помощью применения эффективных технологий в нашу культуру запущены противоестественные для нее информационные вирусы, которые люди начинают воспринимать как что-то «естественное», как «правду жизни». Причина такой «эффективности» масс-медиа - в коллективном бессознательном: большинству людей невозможно представить, чтобы все общество было не право. Раз оно смотрит всякую дрянь «по телику», то значит, это уже и не дрянь вовсе, а «правда жизни». А если молодежь в статье наповал говорит о своем недовольстве властью, то значит, таковы «суровые реалии». Разве не именно на это и делается расчет?

Однако, если те же СМИ будут показывать, причем также со вкусом, красиво и, главное, регулярно, как люди делают естественные для здоровой души поступки: помогают другим, преодолевают противоречия на пути к гармоничной семейной жизни, творчески общаются со своими детьми, объединяются в общественные инициативы и т.д., то же самое коллективное бессознательное поможет миллионам людей пробудиться к нормальной, а затем и осознанной жизни. Как говорится, одну колючку вытаскивают другой колючкой. Главное - подавать это интересно.

То, что нравственные и политические спекуляции получают высокие рейтинги от миллионов наших соотечественников, ставших типичными потребителями по своему поведению, и дает сверхприбыли владельцам СМИ на разжигании человеческой порочности, требует реакции от власти и общества. Потребительское мышление - это зависимое наркотическое состояние психики, когда людям уже трудно что-то изменить, даже когда они желают этого. Их совесть вроде бы и с Богом, но вкус жизни – уже в легких деньгах и удовольствиях. Они не могут сами пробудиться к здоровой жизни, без вмешательства со стороны.

LHD79L98rDg.jpg

Декларируемая либералами свобода по факту оказывается зависимостью иного уровня

Другой вариант информационного вируса – это негативные слова-клише в СМИ. Даже религиозные деятели не брезгуют использовать этот вирус (например, клише «секта») в адрес иных религий. Во многих случаях люди используют негативные ярлыки, будучи уверенными в своих благих намерениях, но по факту их действия порождают болезнь отчуждения в обществе, нежелание понимать других людей, кто они на самом деле. Подсознательная реакция человека на любой односторонний негатив (без открытого, честного и уважительного диалога) такова, что происходит перенос негатива в форме тонкого недоверия (апатии) на все окружающее. То есть, каждое негативное чувство (неважно к кому), которое человек пропустил в свое сознание, является трещиной в его общественно-биологическом восприятии. Заповедь «не судите, да не судимы будете!» дана ведь именно на эту тему.

Негативные клише расчленяют любую общность, но есть и другие - позитивные клише, которые используются для пробуждения в людях безотчетной веры в какие-то «обломки» от общества (на этом принципе построена реклама). Позитивными клише создаются кумиры и «бренды».

Одно из предназначений духовной культуры взаимоотношений - обучать людей способности видеть позитивные и негативные установки, нацеленные на подсознательное восприятие, и либо игнорировать их, либо проверять (если тема важная). Но не запускать слепо в свою душу. Пространство отношений настолько засорено информационной «пальбой» со всех сторон, что без хорошей «антивирусной программы» в разуме просто не обойтись…

Не хочется пугать ранимых демократов, но в обществе придется перекрыть канал оболванивания населения с помощью общественной цензуры. И никакое это не «нарушение прав человека», напротив, это исполнение главной обязанности перед человеком, ведь до тех пор, пока человек духовно не самоактуализирован, он просто не способен прочно держаться в стороне от информационной помойки.

Обратите внимание, что даже в США, на которые часть либералов смотрит как на идеал демократии (хотя сейчас может это число уменьшилось с приходом к власти Трампа), даже там еще в период Великой Депрессии для противодействия разложению общества был принят Кодекс Хейса. В нем, например, запрещалось показывать обнаженную грудь, поверженную законность, употребление алкоголя, наркотиков, табака и прочее. Позже, правда, кинокомпании отказались от него, но свое дело в подъеме общественного сознания и экономики Кодекс сыграл.

Кодекс Хейса - что нельзя показывать

На известной фотографии, опубликованной в журнале 'Life' в конце тридцатых, показано то, чего нельзя было увидеть в кино (поверженную законность, внутреннюю сторону бедра, кружевное белье, труп, наркотики, выпивку, обнаженную грудь, азартные игры, нацеленный пистолет и Томми–ган)

Однако, чтобы не ударяться в другую крайность – идейную автократию, уполномоченные обществом заниматься цензурой должны выходить на личные отношения с журналистами, владельцами СМИ, деятелями культуры и науки, чтобы не действовать с позиции «всезнающих и заранее правых», а так, чтобы творческие люди чувствовали свою востребованность в деле духовного возрождения общества. Самым талантливым художникам, писателям и музыкантам вряд ли нужно будет вообще что-то менять: обычно люди такого уровня и так не склонны изображать что-то низменное.

И создавать неформальные площадки нужно не только на федеральном уровне, но и прежде всего в регионах, где, к сожалению, чиновники зачастую весьма забюрократизированы.

В прошлогодней статье ваш покорный слуга представил классификацию из 5 парадигм. Вернее, их следовало бы назвать социокодами. Эти коды влияния – определенные подсознательные вкусы, модели счастья. Идентифицировать комбинацию своих социокодов, не говоря уже о том, чтобы изменить ее, невозможно без соприкосновения с живыми носителями иных вкусов. Эти коды-вкусы являются пищей разума, т.е. они формируют наши познавательные возможности. Поэтому для понимания духовных тем имеет большое значение соприкосновение с динамичной эмоциональной энергией духовных людей во взаимоотношениях с ними и в их творчестве.

Искусство является носителем познания первого типа, формируя Ребенка в каждом из нас. Ребенок – это индивидуалист, сосредоточенный на своих желаниях, но либо восторженный, открывающий мир и возможности своей актуализации в нем, либо вздорный и жестокий. В первом случае индивидуалистический код находится под влиянием сверхсоциального, а во втором – социопатического начала. В целом, для применения этого знания на практике следует учиться различать комбинации хотя бы трех кодов: основного, образующего мотивацию человека, дополнительного, определяющего его внешний статус, и третьего, задающего тенденции развития.

Например, дополнительный код может быть био-социальным (семейный человек), основной – индивидуалистическим (вздорный характер, потребительство в отношениях), но при этом если человек начинает общаться с носителями идейно-религиозного кода, то в характере его постепенно появляется потребность в бескорыстии. Правда, если этот код не связан со сверхсоциальным, то возникнет другая проблема – фанатизм. Когда знание подменяется информацией (представлениями), то человеческий ум просто обретает новые ярлыки: «этот маргинал, тот – семейный, а этот – идейный» и т.п. Истинное же знание позволяет видеть, какие силы действуют на людей, и помочь себе и другим идти по пути пробуждения духа.

Вот эти последние пояснения имеют важную роль в налаживании контакта с творческими личностями, которые и создают, наполняют СМИ современной России».

Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~mgaAh

Версия для печати