Геннадий Подлесный: Пассивность оппозиции на выборах в Краснодарском крае разлагает избирательную систему
Своим видением основных трендов избирательной кампании на Кубани с интернет-журналом «Ясно» поделился кандидат политических наук, президент Центра прикладной социологии и политологии Геннадий Подлесный.
"14 сентября – единый день голосования…по - умолчанию. Самая масштабная за последние годы избирательная кампания в Краснодарском крае проходит вяло и незаметно. Впечатляют только два неоспоримых факта: цифры, показывающие количество замещаемых мандатов – 6 тыс. 475 (15% всех замещаемых мандатов по Российской Федерации) и четкая работа избирательных комиссий всех уровней. Почему так получилось? Где драйв от предвыборной гонки? Где яркие лидеры общественного мнения? Вопросы требуют если и не ответа, то, как минимум пояснения. Это обусловлено не праздным интересом, а судьбой всего избирательного процесса в Российской Федерации, ведь «вялотекущий» ход избирательной кампании характерен для 90% выборных кампаний России.
Начнем краткий анализ с самих дат выборов, точнее, месяцев, когда проходят единые дни голосования – март и сентябрь. Чем обусловлены именно эти месяцы? Ответ не раз звучал от различных политиков, чиновников и политологов, которые в своем подавляющем, точнее «удушающем» большинстве, положительно отзывались как о самой идее Единых дней голосования, так и их временных значениях.
Итак, март. При выборах федерального уровня период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей или иные формы поддержки их выдвижения, не может быть менее 40 дней, а на региональных и местных выборах – соответственно не менее 30 дней и 20 дней. Согласно п. 1 ст. 49 Федерального закона об основных гарантиях агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов и создания соответствующего избирательного фонда. Не сложно понять, что основной агитационный период приходится на февраль, месяц, прямо скажем для этого не лучший. Люди только приходят в себя после затяжных ново-старогодних праздников, Святого Крещения… 23 февраля… и вот он! День Выборов!
Сентябрь. Активная агитация приходится на август. Тут и комментировать особо не надо, достаточно посмотреть в окно, на термометр и припомнить, как прошел отпуск, а главное где! В последние годы у многих россиян стало хорошей традицией проводить отпуск за пределами досягаемости агитационных мероприятий кандидатов. Из уважения к продвинутым читателям портала «Ясно», не стану доказывать очевидное – август не тот месяц, который подходит для агитации.
Подводим промежуточный итог: нынешние избирательные кампании специально проводятся в самое для этого неблагоприятное время. Почему? Ответ лежит на поверхности, во-первых, для снижения явки избирателей, во вторых для «прикрытия» низкого качества агитпропа кампаний кандидатов. В чем опасность такой избирательной политики государства остановимся ниже, вначале о явке, точнее, почему она нужна в пределах 20-40%.
Электорат политической партии «Единая Россия» составляет от 15 до 30% всего состава активных избирателей. Данные пропорции характерны не только для Кубани, но и большинства субъектов Российской Федерации. Как правило, в период федеральных и краевых кампаний электорат ЕР «прирастает» 10-15% «твердых путинцев», тех избирателей, которые, зачастую, не поддерживают ЕР, но являются активными сторонниками Владимира Путина. К слову, нынешний высокий рейтинг нашего президента прибавит кандидатам от ЕР не менее 20% голосов избирателей, доведя общий рейтинг кандидатов от ЕР в среднем до 50% от числа проголосовавших.
Таким образом, «партии власти» нет никакого смысла «биться» за высокую явку. Ее главная проблема – суметь мобилизовать свой электорат на поход к урнам, не боле того, НО, И НЕ МЕНЕЕ ТОГО.
«Рейтинг нашего президента прибавит кандидатам от ЕР
не менее 20% голосов избирателей, доведя общий рейтинг
кандидатов от ЕР в среднем до 50% от числа проголосовавших»
Конечно, низкая явка таит в себе один серьезный «подводный камень» - отсутствие фактической легитимации итогов выборов. Несложно посчитать, что при явке, к примеру, в 30%, «оглушительная» победа ЕР будет составлять в процентном отношении около 10% от списочного состава избирателей в округе. Учитывая активизацию, так называемой «Пятой колоны», достаточно большое количество избирателей, недовольных своим социально-политическим положением, обиженных представителей экономической элиты и прочее, такие итоги выборов чреваты очередным скорым «кадровым разочарованием», как говаривал в недавнем прошлом один известный кубанский политик. Избежать «эффекта «Титаника» можно двумя путями, качественным подбором кандидатов, их активной и интересной избирательной кампанией или техническим увеличением явки, как правило, на 10-30% в период за час-полтора до закрытия избирательных участков.
Теперь о кандидатах и их программах. Начнем с «Единой России». Примеры по «партии власти», приходится приводить исходя из того, что только ЕР на сегодняшний день ведет более или менее внятную политическую кампанию, как «пылесос» втянула в свои ряды и впоследствии выдвинула, наиболее дееспособных и авторитетных кубанцев, которые способны финансировать работу своих избирательных штабов и что-то реальное обещать избирателям. Остальные 14 политических партий, выдвинувшие кандидатов в Краснодарском крае, фактически участвуют в избирательных кампаниях только в «фоновом режиме».
Такая ситуация, безусловно, не идет на пользу ни самой ЕР, ни избирателям, так как, у кандидатов от ЕР отсутствует мотивация серьезно «вкладываться» в избирательную кампанию, к примеру, проводить постоянный социологический мониторинг в своем избирательном округе, готовить качественные агитматериалы, проводить многочисленные встречи с избирателями, участвовать в дебатах. «Обозначение» политической борьбы со стороны соперников ЕР, то же не в пользу избирателей. Отсутствие среди так называемых, оппозиционных кандидатов, харизматичных личностей, новых идей и избирательных технологий, стремление «договориться» с властью (даже не с ЕР) сильно обедняют избирательный процесс.
«14 политических партий, выдвинувшие кандидатов
в Краснодарском крае, фактически участвуют
в избирательных кампаниях только в «фоновом режиме»
Что мы имеем в итоге? Простите за тавтологию, ту избирательную кампанию, которую имеем! Какие будут последствия? Ответ очевиден: низкая явка, возможное желание некоторых особо озабоченных за итоги выборов чиновников повысить явку непредусмотренными законом способами, полная победа представителей «Единой России», недовольство итогами выборов, по различным причинам, большей части избирателей края.
Здесь, в этом кратком анализе политситуации с выборами, можно было бы поставить точку, но попробуем «достучаться до небес», т.е. тех лиц, от которых зависит ход избирательной кампании с большой просьбой: сделайте, пожалуйста, так, что бы этот материал, не стал пророческим! Возможно, это покажется кому-то странным, но меньше всего автор хотел бы, что бы избирательная кампания в крае прошла и завершилась так, как прогнозируется в данной статье!
P.S. В данной статье автор не претендует на всеохватывающий и глобальный анализ избирательной системы и выборного процесса в России или в Краснодарском крае, здесь рассматриваются основные индикативные точки Выборов-2014".
Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~6XKxp