Шеф-редактор Алексей Костылев: Осторожно! Либеральная простокваша
Своим мнением о существовании и столкновении в мире двух разнонаправленных идеологий, сути либерализма, его подменах, особенностях западного и восточного менталитета делится шеф-редактор «Ясно» Алексей Костылев.
На Украине разгорелись все три типа конфликта: за ресурсы, за власть и за ценности. Об этом я писал ещё в своей прошлой статье. Здесь же я хочу показать как территория братского России государства стала местом столкновения двух разнонаправленных идеологий-концепций.
В нашем доме сейчас живёт несколько украинских беженцев. Наблюдая и беседуя с ними я порой думаю, что в них больше некоего изначального русского духа, чем сохранилось у нас россиян. Позже я объясню, что под этим понимаю. А для них же наш Краснодар - это как почти Европа: они удивляются нашему высокому уровню жизни, хорошим дорогам и другим прелестям так называемого цивилизованного развития. Впрочем, тут же недоумевают ценам, слабому развитию интернета в городе и его дороговизне. Но это уже другая тема.
Идея соборности на Востоке и принципы эгоцентризма на Западе
Для контраста двух глобальных мировоззрений, столкнувшихся сейчас в мире бок о бок, я приведу два иллюстрирующих примера. Уже три раза за свою жизнь я побывал в Индии и до сих пор не перестаю удивляться этой стране. Там мне рассказали одну занимательную историю. Зная немного культуру и быт этой страны, я нисколько не сомневаюсь в достоверности этого.
По крайней мере, раньше в России были так называемые «общие вагоны», где обычно негде не только лечь, но и сесть. В конце 90-х годов, впрочем, я умудрялся там даже поспать, когда учился на философском факультете в Екатеринбурге и путешествовал домой в Тюмень и обратно. Правда, спать мне приходилось на третьей полке, предназначенной для багажа. Так вот, в Индии тоже есть подобные вагоны для небогатых людей. Но там ни только сесть, там, бывает, встать негде. Я видел даже, как в Индии на них ездят на крыше поезда.
Как говорится, в тесноте, да не в обиде
Один из таких вагонов останавливается на какой-то станции этого государства - родины слонов. Вагон битком набит. При том, что на улице жара, можно представить какая «парилка» внутри поезда (вагон не класса АC - то есть без кондиционера). Казалось бы, тут не только нет шансов кому-то со станции стать ещё одним пассажиром, но как бы и нынешним не выпасть. Тем временем, на станции стоят желающие попасть в поезд. А один из них ещё с десятью не маленькими бидонами. В наших современных российских реалиях, судя по давкам в автобусах, мы бы скорее сделали морду кирпичом и, бездействуя, не дали бы кому-то ещё влезть в салон. Что же сделали индусы? Несколько человек выскочили на платформу из вагона, вместе они шустро занесли бидоны внутрь, забрались на них и, дружно напевая песни, поехали дальше...
Теперь пример из Европы. Об этом, если не ошибаюсь, шутил Задорнов. Как проводит вечер немец? Он смотрит телевизор и параллельно поглядывает, как бы его сосед не выкинул свой мусор в его бак. Тем, кто знаком хоть немного с культурой "прогрессивных" стран, уже привычно, что жители там вместо соседской и человеческой взаимопомощи с лёгкостью "настучат" в полицию...
На Западе, как и в индийских поездах, не прочь поприжиматься друг к другу…но в противоестественных формах
Как же так получилось, что Homo sapiens в Индии и в США или Европе такие разные? И к кому сейчас ближе россияне? Об этом я попытаюсь ответить дальше.
Истоки восточного уважения, демонстрирующего пример истинного либерализма
В Индии менталитет и отношения видятся как логическое продолжение древней ведической культуры, основанной на глубоком взаимоуважении и почтении. До сих пор индусы обычно встречают друг друга словосочетанием «Намасте», что значит «примите мои поклоны». Более в широком смысле это означает «Божественное во мне приветствует и соединяется с божественным в тебе». Согласно приданию, маленький Кришна, которого считают там Богом, каждый день подбегал к маме и кланялся. Представляете всю необычность? Он вроде как создатель вселенной и вершитель судеб, но при этом выражает почтение какому-то человеку. На почитании матери основано и признание коровы «священным животным», поскольку своим молоком она кормит не только своих телят, но и всё человечество.
На фото: Старый парк, с. Кабардинка, г. Геленджик Краснодарского края
Более того, выражая почтение каждому человеку в отдельности, индусы на практике живут тем, что в России назвали соборностью. Некий архетип о взаимосвязи всех живых существ, о коллективном сотрудничестве, о задаче части служить целому у них заложен как на подсознательном уровне, так и в философии. Примечательно, что в Индии до сих пор существуют десятки или сотни так называемых «сект» (у них это понятие не носит негативного смысла), то есть духовных течений, представители которых мирно уживаются друг с другом. Они не просто терпят представителя другой религии, но и с уважением к нему относятся. Лишь, пожалуй, в последние десятилетия обострились отношения с мусульманами, но очевидно, что этот конфликт искусственно нагнетается и поддерживается Западом, как это сделано в отношении травли украинцев с русскими. Конечно, не всё так сладко сейчас в Индии. Менталитет потребления, с подачи тех же западных стран, активно набирает силу в консервативной стране, и алкоголизм, распущенность, а в след за этим изнасилования и иной криминал уже становятся обыденностью.
Оправданность появления либерализма в Европе и его ложная основа
Либерализм в Европе стал оформляться в концептуальное политическое, экономическое и культурное течение несколько веков назад. И предпосылки его появления вполне оправданы в тех условиях. Запад тогда находился под властью католической Церкви, представители которой совместно с правящими монархами, стремительно деградировали. Тирания и деспотизм кардиналов и королей давали запрос на изменение общественно-политической формации. Религия компрометировалась своими падшими представителями и теряла популярность. В этой связи прогрессивные умы того времени, разочарованные в духовных основах, закладывали основы нового менталитета, в котором место для Бога либо сильно ужималось, либо совсем отсутствовало.
На днях мне один из краснодарских либералов заявил, что советская система была скопирована с православной России, только место небесного Бога заняли земные вожди. Утверждение не новое, и вполне оправданное, на мой взгляд. Я бы к этому добавил, что вообще-то и либерализм является в определенной степени калькой с религии. Почтение и уважение рождаются из духовной концепции мира (только настоящей - не в той внешней форме, которая осталась в средневековой Европе), а не из низменных наклонностей людей. Могло ли уважение зародиться в культуре варварских племён? Скорее, там всё основывается на подчинении, принуждении и круговой поруке.
Идея свободы, являющаяся доминантой либерализма, изначально также проявилась в религиозных системах, как неотъемлемое условие существования каждой души. Монотеистические религии именно наличием свободы объясняют появлением в мире зла. Каждая душа, говорят пророки, может делать в жизни выбор: развиваться по-божественному пути и отправляться в рай после смерти или нарушать принципы морали в угоду собственных прихотей и расплатиться за это попаданием в ад.
Либерализм - это концепция на основе свободы, созданная склонными к атеизму идеологами. Однако на замену ранее провозглашаемой религией внутренней свободы была поставлена внешняя свобода. Вместо принципа любви за основу было взято терпение. То есть вместо глубоких чувств сострадания, милосердия и смирения, людей стали учить просто терпеть. Любовь может безгранично развиваться, а у терпения всегда есть предел. Вместо же Бога в центр был поставлен человек. Как показала мировая практика, такая обрывочная идеология стала оправданием эгоистичной философии потребления, и в итоге стала приводить к нарастанию в обществе различных извращений, которые мы сейчас наблюдаем, таких как гомосексуализм, однополые браки, педофилия. Таким образом, либерализм - это своего рода простокваша с изначальной сути. Вроде компоненты молока и простокваши схожи, но качество другое.
Если в автомобиле нарушено развал-схождение колёс, то, как бы мы ни старались держать руль прямо, машина будет постепенно съезжать с трассы, и надо проявлять мастерство, чтобы не допустить этого. Когда идеологи советской системы скопировали принципы религиозной системы, то крах был неизбежен и вопрос бы лишь во времени. Потому что религия поддерживает свою устойчивость и чистоту благодаря высоким моральным качествам лидеров. А вожди СССР - особенно в последние годы - явно были далеки от святости. Так что если в основании системы есть хоть маленькая, но ошибка, то со временем она разрастается и оборачивается серьёзными последствиями. Вряд ли отцы либерализма понимали, что их идеология в конце концов приведёт к легализации однополых браков. Так же и сейчас современные либералы могут недоумевать насчёт педофилии, но её легализация может опять же стать лишь вопросом времени.
На фото: Старый парк, с. Кабардинка, г. Геленджик Краснодарского края
От философии эксплуатации природы - к зависимости от неё
Параллельно с формированием либеральной концепции в Европе появляется философия обоснования эксплуатации. Одной из важных ключевых фигур в её оформлении стал английский политический деятель Фрэнсис Бэкон, провозгласивший власть человека над природой и необходимость её эксплуатации для улучшения комфорта людей. Вместо гармоничного существования с окружающим миром теперь допускалось его использование в том числе для меркантильных интересов. Уже тогда дальновидные умы начали предостерегать от такого поворота развития цивилизации, предрекая, что проявившись тренд в реальности приведёт к большей зависимости человека от природы, а вовсе не наоборот. Сейчас мы становимся свидетелям ярких проявлений этого, когда электронные сбои ведут к тяжелейшим последствиям. В техногенных катастрофах уже погибли миллионы жителей планеты, и по-прежнему гибнут, например, на транспорте. А развитие технологий в пищевой промышленности спровоцировало всплеск числа различных заболеваний. Как минимум, очевидно увеличение лиц с ожирением.
И как раз на той идеологической волне эксплуатации природы происходит «открытие» Америки и порабощение населявших её индейских племён. Европейцы, опьянённые идей свободы и эксплуатации ради своего удовольствия заселяют землю с другой стороны земного шара, и создают там по сути новую цивилизацию, в которой если и есть место Богу, то скорее лишь в лайт-версии наподобие протестантизма. США становятся цитаделью прогрессивной общественности и колыбелью новой политической силы, которая в ХХ веке станет устанавливать свой порядок по всему миру. Получится таким образом, что зачатая в Европе новая идеология, но взращенная на другой стороне света, вернётся как бумеранг на место своего рождения, ослабленного двумя мировыми войнами, и установит свою «диктатуру демократии».
Нужен ли нам поезд с самыми комфортными вагонами, если он никуда не едет?
Азия же тем временем продолжала культивировать свой менталитет, в котором по прежнему прерогатива отдавалась не внешнему, а внутреннему, ни акценту на внешние удовольствия, а развитию личностных качеств. Параллельно с этим сохранялись традиционные ценности, в виде духовности и семейных уз, вместо растущего в Европе эгоцентризма.
На фото: Старый парк, с. Кабардинка, г. Геленджик Краснодарского края
Можно провести аналогию вновь с поездом, объясняя разность менталитетов Запада и Востока. Европейско-американский вагон очень комфортен: прекрасная отделка, стоит климат-контроль, звучит прекрасная музыка, обслуживает всегда улыбающийся вам официант (а внутренне думающий, как бы с вас больше чаевых получить) и так далее. Всё хорошо, только этот вагон никуда не едет, поскольку задача не в каком-то общественном стремлении к глобальной цели, а в наслаждении и развлечении. В восточном вагоне же бывает весьма тесно и жарко, но пассажиры искренне улыбаются друг другу, в том числе от того, кому в какой неудобной позе приходится быть, подбадривают друг друга и ещё и песни поют.
Впрочем, было бы заблуждением считать, что на Востоке масса неудобств и там живут не разбирающиеся в технике «деревенщины». В той же Индии одни из лучших в мире программисты. Если не брать в расчёт упомянутые «общие» вагоны, то остальные по конструкции ещё дадут фору российским: четыре туалета с возможностью принять душ, кондиционеры, вентиляторы, электрорезетки у каждого места, а на вокзале электронные табло вам заранее подскажут, где какой номер вагона остановится. Такие модели стали делать ещё лет двадцать-тридцать назад, когда у нас были совсем убогие подвижные составы. При этом, по моему опыту, индийские поезда даже пунктуальней итальянских.
Россия сейчас стала симбиозом этих двух мировоззрений, но благодаря личной воле президента Владимира Путина, доминанту сейчас, в том числе законодательно, стараются закрепить за восточным традиционализмом и соборностью.
Владимир Путин (на фото) старается сделать ориентиром в России вечные ценности
А вот Украина сейчас пьяна духом «свободы», вирус которого хлынул теперь и в эту страну. Безусловно, большое значение там играет и борьба за власть и ресурсы. Только если раньше говорили «кто владеет информацией, тот управляет миром», то теперь это можно перифразировать как «кто задаёт ваши ценности, тот и манипулирует вами».
Казалось бы, этот принцип в таком случае должен быть отнесён и к идеологии в России и на Востоке. Но главное отличие в том, что Восток устремляет человека внутрь личности, развивая границы истинной свободы. Запад же навязывает лишь внешнею иллюзорную свободу, которая прекрасно выражается, например, в высказывании: «Я свободный человек, поэтому, сколько хочу сигарет, столько и курю». То есть человека уже сделали зависимым, но он мнит у себя наличие свободы.
Более того, западные ценности, параллельно с эгоцентризмом, растят гордыню. Чем больше идёт эксплуатации природы или других людей, тем выше степень самовозвеличивания людей этого государства. Говорят, что у цыганок есть страшное проклятие: «чтоб ты возгордился». Что ж тут страшного? А то, что гордость делает человека внутренне слепым, а значит, в конечном итоге, приведёт его к провалу.
Если кто вдруг решил, что я против либерализма…
То это не совсем так. Я против либерализма, который потерял свою настоящую основу. Как я показал выше, в политическом, культурном и религиозном смысле, Индия является может самой либеральной страной мира в лучшем смысле этого понятия. Но там этот либерализм сохраняет пока правильный фундамент, и, судя по пришедшему к власти новому лидеру, продолжит это делать.
Как говорил Эрих Фромм, свобода определяется двумя понятиями: ОТ (чего) и ДЛЯ (чего или кого). России сейчас важно найти и поставить верные ответы к этим двум предлогам.
Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~gmIoZ