Сергей Килин: Мы намеренно запустили рекламу, заставляющую задуматься
Несколько недель назад на улицах Краснодара появились необычные рекламные щиты. Вместо привычных для рекламы гламурных персонажей на них были известные писатели и философы русской культуры. А вместо призывов наслаждаться, несколько шокирующие образы последствий увлечения алкоголем и табаком.
Такую созидательную кампанию запустило управление по делам молодёжи администрации города. Как удалось выяснить порталу «Ясно», всего было отобрано около двух десятков классиков для размещения их цитат на билбордах. Общее же количество щитов составило около пяти десятков.
Специально для «Ясно» начальник управления по делам молодёжи Краснодара Сергей Килин поделился, какие цели преследовали авторы кампании, не слишком ли шокирующие образы получились, как быть с теми, у кого цитаты классиков вызывают отторжение, и что будет в продолжении акции «окультуривания» кубанцев.
Кто платил и трудно ли было реализовывать?
Баннеры были распечатаны за счет средств местного бюджета. Это небольшие деньги - две-три тысячи рублей за плотный материал с люверсами. Учитывая то, что согласно закону о рекламе, часть рабочих поверхностей для социальной рекламы должна предоставляться собственниками бесплатно, мы воспользовались этим правом. Это не совсем просто, но у нас получилось. Эскиз дизайна разрабатывали своими силами, сам дизайн был сверстан нашим другом - дизайнером. Цитаты выбирали путем мониторинга. Изначально каждый из сотрудников управления предложил что-то из лично прочитанного, потом этот материал анализировали. Десятая часть, набравшая наибольшее количество баллов, появилась на баннерах.
Зачем? Как возникла идея? Социальная реклама – не профанация ли это?
Слова в жизни человека имеют огромную роль. Зачастую мы принимаем их на веру, следуем им безоговорочно, либо доверяем им в определенной степени. Своей властью они направляют нас на дела как добрые, так и не очень, заставляют задуматься или остаться в неведении. Воедино с изображением, несущим в себе символьный образ - это уже серьезный ориентир для нашего сознания. Человек - существо оценивающее, столкнувшись с новой информацией, он будет делать определенные выводы, следствием которых станут ментальные и практические действия. Кому-то это будет интересно в части обогащения своего и без того развитого внутреннего мира, кто-то пройдет мимо, а для кого-то информация станет переломной точкой в решении какого-нибудь личного или общественного вопроса. Соответственно, если эта информация будет нести в себе благой мотив, то и поступок человека будет ориентирован на доброе. Вот в принципе смысл социальной рекламы. Понятно, что социальная реклама полезна и необходима. Это элемент воспитания, возбудитель умозаключений, в том числе отличных от стереотипных. Рассматривать социальную рекламу как профанацию - значит недооценивать воспитательный процесс вообще, да и отвергать саму суть рекламы в принципе.
Современный мир, богатый на информационные потоки, отвлекает внимание человека. При этом может показаться, что уличная реклама может остаться незамеченной, но не стоит недооценивать человеческое сознание - оно сохраняет все нами увиденное и услышанное. Таким образом, традиционная наружная реклама - способ на сегодняшний день немного архаичный, может, и не являющийся особо эффективным, но он, воздействуя на жителей нашего города, все же дает определенный результат. Поэтому - идея не наша, но наполнение в некоторой мере зависело от нас.
Поему именно цитаты классиков?
Начну со слов Николая Васильевича Гоголя: «Воззови, в виде лирического сильного воззвания, к прекрасному, но дремлющему человеку». В этом изречении писатель призывает увидеть в человеке изначально прекрасное, которое под влиянием различных жизненных ситуаций скрывается из виду. Воспитательное значение любого искусства - проникнуть вглубь души и сильнее ее затронуть. Воспитанный нравственно человек будет благообразен - его удовольствия будут смысловыми, он сможет отличать прекрасное от постыдного, его жизнь будет направлена на достижение лучших целей. Как сказал Платон: «Порочность никогда не познает ни добродетель, ни самое себя, тогда как добродетель человеческой природы, своевременно получившей воспитание, приобретет знание и о самой себе, и о порочности». А дальше, нравственная жизнь человека - это не только его личная прерогатива, она есть жизнь общества.
Сегодня чистота нашего сознания искажена социальной обыденностью. Часто молодому человеку, впрочем, человеку любого возраста, намеренно навязываются несколько приземленные блага. Делается это в угоду бизнесу, политике, в конечном счете, в угоду некоторым заинтересованным лицам. Не всегда эти лица несут в себе благообразность, основанную на нравственных ориентирах.
Но тем человек и отличается от животного, взгляд которого направлен на землю, в поисках пищи материальной, а человек смотрит прямо и вверх, ищет богатство духовное.
Мы стараемся по мере своих сил об этом напомнить. Пусть это толика в рамках города, но все начинается с малого.
Типа прочитал и стал умнее?
По крайней мере, может быть, задумался. А задумавшись, понял, что чем больше ты узнаешь, тем понимаешь, что еще больше не знаешь. А почувствовать себя дураком - это уже определенная ступень развития. Ибо, как сказал Федор Михайлович: «Дурак, сознавшийся, что он дурак, есть уже не дурак».
Поему сделан философский акцент?
Обычно социальную рекламу разделяют на шоковую и позитивную. И та, и другая эффективна и имеет место быть в современном информационном поле. Но лучший результат воздействия на потребителя будет достигаться от сочетания типов рекламы. Нельзя ограничиваться либо только позитивным, либо неприятным, шокирующим началом. В нашей работе была реклама и жестко предупреждающая (последствия курения, алкоголизма, наркомании и др), так и вдохновляющая (здоровый образ жизни, дворовый спорт, патриотизм и др). Каждый год мы создаем новые дизайны. В этом году ряд городской молодежной социальной рекламы также обновлен. Но он дополнен типом рекламы, который заставляет задуматься. Можно назвать это созидательной рекламой. Подобные «демотиваторы» давно присутствуют в Интернете, есть случаи и в мире нас окружающем. Поэтому мы решили взять за основу и этот тип рекламы.
Теперь, почему именно философское содержание. Многие взгляды и идеи, как дня настоящего, так и прошедшего, являются привлекательными для массового сознания, но ни имеют духовной ценности.
Современные лозунги, призывающие получать от жизни только приятное и интересное, быть успешным и независимым, при этом не раскрывая сути этих понятий, приводят к подмене человеческих ценностей. Ведь приятным может быть процесс еды, но чрезмерное внимание к этому процессу приводит к чревоугодию, с последующим уже отрицательным эффектом. Интересным может стать не познание мира, тебя окружающего и самого себя, а зависание в новых функциях мобильного гаджета. Наконец, стремление стать успешным может привести к эгоцентризму, достижению корыстной цели любой ценой, равнодушному или снисходительному отношению к себе подобным.
Даже профессиональное образование может привести к трагедии, так как «мы должны создавать не только умных людей, но благородных». Ведь не посредственные же натуры явились причиной «великих преступлений и крайних испорченностей» - здесь был упущен воспитательный процесс. Философия позволяет раскрыть смысл и значение, в нашем случае, социальных явлений.
Пока в нашем обществе не будут люди философствующие, пока те многие, кто стремится к власти будут далеки от искусства любви к мудрости, государство не избавится от зол и не будет ни общественного, ни личного благополучия, при этом никакие экономические блага не помогут нам в этом процессе.
Хорошо, тогда почему именно Достоевский, Пушкин, Берядев и другие?
Так получилось. У каждого народа есть свои герои, обобщающие народный дух. Наиболее гениальные из них признаны поколениями и миллионами людей. Они выражают духовно-нравственные ценности, близкие по духу всему человечеству. Россия имеет свою историю и свою уникальную литературу, которая несет в себе глубоко философский аспект. Знание и понимание мыслей российских писателей и философов вполне достаточно для улучшения нравственного состояния нашего общества. Это отнюдь не умаляет гениальности зарубежных авторов, но ведь нам проще понять свой народ, да и возможности по количеству социальной рекламы у нас явно ограничены.
Здесь следует сказать об еще одном положительном моменте активно развивающегося в городе проекта по благоустройству. Он предполагает существенное увеличение социальной рекламы. Так что в будущем, список гениальных мыслителей, поучающих нас (напоминающих нам о главном), думаю, увеличится.
Но ведь некоторым людям цитаты этих авторов могут быть не понравиться?
Прежде всего, мы должны понять, что в «идеальном государстве допустима лишь та поэзия, польза которой очевидна» (Платон). С этими словами часть людей тоже не согласится. Кто-то по причине недопонимания высказывания, а кто-то в качестве протеста, путая при этом свободу слова с произволом. Но основная часть разумно осознает, что любое действие предполагает цель, которая должна быть разумной и полезной для всех.
Государство тем и отличается от гражданского общества, что в отличие от него выражает не особенные, а всеобщие интересы граждан, то есть несет ответственность за целостность развития общества. Поэтому и цитаты могут не понравиться определенной части людей, но в их основе лежит государственное начало.
Что же нас ждет в будущем? Будут ли новые яркие образы?
Несмотря на то, что сегодня наше сознание направлено уже не только на элементарные нужды, нам, для подхода ко многим общественным идеям более осмысленно, все же предстоит определенная перестройка нашего мировоззрения. Важно напомнить, что не «хлебом единым» жив человек и что забота о своем государстве - дело рук каждого и является задачей первостепенной. Многое стоит прочитать и о многом задуматься современному человеку.
Проект Литературный Краснодар (группа ВК) - является продолжением социальной баннерной рекламы и направлен на приучение любви к книгам. В эту группу мы приглашаем не только для того, чтобы узнать мысли авторов-классиков, но и для публикации своих впечатлений о прочитанном, своих произведений и просто для знакомства с любителями чтения.
В перспективе расширение ряда «социалки». Появятся новые дизайны, очередные цитаты. Вместе с тем мы не прекратим размещении информации, касающейся здорового образа жизни, любви к спорту, также будем предостерегать от последствий пагубных, уже не модных, слава Богу, привычек.
Еще один продуктивный шаг - это эволюционное развитие проекта художественного граффити - КраснодАрт, осуществлемого при непосредственном участии и художественном контроле известного краснодарского райтера Георгия Куринова. Если начинали мы с жирафа и джунглей - привлекательных образов, делающих наш город более ярким, то следующий шаг - это уже глубокая смысловая композиция. В ее основе - погружение в бесконечный мир субъективной реальности, возникающей в нашем сознании в процессе чтения. То есть картина будет нести в себе пользу, о чем мы и говорили выше.
Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~bOkcH