Роман Плюта: Тезис «Россия не Европа» в новой культурной политике наиболее спорен
Политика

Роман Плюта: Тезис «Россия не Европа» в новой культурной политике наиболее спорен

В первой декаде апреля в СМИ появился проект своего рода меморандума о новых трендах культурной политики России – проект «Основы государственной культурной политики», подготовленный Минкультуры РФ. С самого начала своего появления документ вызвал споры среди интеллигенции, так называемого «креативного класса» и прочих активных социальных групп, вплоть до обвинений со стороны либерально настроенных личностей, будто страна таким образом культурно закрепляет тенденцию к построению «полицейского государства». Насколько уместны такие выводы, в чём создатели документа отразили реальные надежды большинства российского общества и где в документы слабые стороны – об этом с интернет-газетой «Ясно» поделился общественно-политический деятель Кубани, лидер «Православного союза» Роман Плюта:

«Прежде напомню предысторию появления «Основ государственной культурной политики». Поручение о разработке документа к 1 апреля 2014 года дал лично президент Владимир Путин – администрации Кремля и Совету при президенте по культуре и искусству по итогам заседания этого самого совета от 2 октября 2013 года. Его же устами была сформулирована и краткая суть будущего проекта: Россия должна «сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией».

И вот проект появился. Во второй половине апреля его обещают сделать доступным для всеобщего обсуждения. Но уже сегодня его текст доступен в сети.

Кратко его можно охарактеризовать так: ладан на сердце патриота. Ибо он вобрал в себя основные тезисы того, о чём не переставая твердили все патриотично настроенные политики последние годы: засилье в России западной культуры, необходимость возрождения национальных традиций, отказ от принципа «мультикультурализма», поиск и возрождение национальной идентичности.

Рассмотрим проект поближе.

«…Чуждые ценности» ведут «к психическому неблагополучию, которое проявляется через рост преступности, алкоголизма, наркомании, через рост числа самоубийств и брошенных родителями детей, через рост заболеваемости и смертности», – констатируют авторы проекта.

Здесь трудно не согласится. Данный тезис – научно доказанный факт. Ведущими российскими демографами неоднократно говорилось о сломе матрицы русского-советского сознания в постперестроечный период, привёдший к резкому росту уровня самоубийств, наркомании, алкоголизма. Резкий переход от характерных для России принципов общинности, взаимовыручки, альтруизма, внедряемых в обществе и традиционной христианским мировоззрением на протяжении многих веков, и советской идеологией на протяжении последних десятилетий к ультракапиталистическим ценностям в 90-е годы привёл к крушению личных ценностных ориентиров для нескольких поколений людей на всём пространстве бывшего СССР. Данная трагедия, кстати, неоднократно отражена и исследована и во множестве произведений современного искусства.

«Никакие ссылки на “свободу творчества” и “национальную самобытность” не могут оправдать поведения, считающегося неприемлемым с точки зрения традиционной для России системы ценностей. Это не означает ограничения свободы слова и прав граждан, но требует отказа в государственной поддержке лицам и сообществам, демонстрирующим противоречащее культурным нормам поведение», – говорится далее в документе.

Тут также вопросов нет. Если обсуждение номинирования арт-группы «Война» на финансируемую Минкультом РФ премию «Инновация» в разделе «Произведение визуального искусства» за фаллос, нарисованный на Литейном мосту в Петербурге перед окнами управления ФСБ стало, в основном, достоянием экспертов, то акция участниц «Пусси Риот» в Храме Христа Спасителя российским обществом обсуждалась достаточно широко. Результат обсуждения известен – никогда ещё в современной России не было столь однозначной консолидации различных слоёв общества в отношении оскорблений религиозных чувств. Таким образом, данный тезис Основ лишь закрепляет выработанный обществом вывод о примате традиционных ценностей над «современным искусством».

Краеугольным же камнем основ государственной культурной политики России, по мнению авторов проекта, должен стать тезис, кратко который можно сформулировать как «Россия не Европа». «Россия должна рассматриваться как уникальная и самобытная цивилизация, не сводимая ни к «Западу», ни к «Востоку», – говорится в проекте.

И тут – наиболее слабое место концепции «Основ», по видимому, способное вызвать ожесточённые споры в экспертной среде.

Понятно, что «Россия не Европа» – практически все свои войны Россия вела со странами Европы – ещё со времён Александра Невского. Противостояние же с объединённой Европой началось с Наполеона, продолжилось в 1-ю и 2-ю мировые войны и продолжается по сегодняшний день.

Но кто сумеет измерить эту родную самобытность в конкретном произведении культуры и искусства? Мы помним французский в эпоху Пушкина, мы имеем английский в современной культурной среде. И сегодня поздно говорить о вреде или пользе подобных заимствований – это просто исторический факт. На пользу или во вред русскому искусству пошёл французский язык русской культурной элиты XVIII—XIX веков? Кто сегодня способен ответить на этот вопрос?..

В любом случае проект «Основ государственной культурной политики», вышедший из недр министерства культуры РФ – очередное свидетельство глобальных тектонических сдвигов, происходящих в мышлении российской государственной власти все последние годы. Мне, как патриоту и приверженцу традиционных духовно-нравственных ценностей остаётся только надеяться на то, что предлагаемая концепция будет действительно реализована в данном её виде. Потому что о многих хороших проектах мы слышали за эти годы, да только не слишком многие увидели воочию. Впрочем, все последние события, происходящие сегодня в России, составляют почву для самой твёрдой на то надежды…»

Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~MSd9x

Версия для печати