USD ЦБ 58.9325
EUR ЦБ 68.6623
Главная -> Политика и власть -> «Крыму важно сотрудничать с нами»
«Крыму важно сотрудничать с нами»

«Крыму важно сотрудничать с нами»

Эксперты рассказали «ЯСНО» о возможных последствиях и особенностях разработки совместной стратегии развития Крыма и Кубани

В рамках III Ялтинского международного экономического форума Вениамин Кондратьев и Сергей Аксенов подписали протокол мероприятий по реализации соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном развитии между администрацией Краснодарского края и Советом министров Республики Крым на 2017-2019 годы. Губернатор Кубани предложил в целях расширения взаимовыгодного сотрудничества приступить к разработке единой стратегии развития края и Республики Крым, а также общей дорожной карты, что, по его мнению, позволит системно решать вопросы развития туристического кластера, агропромышленного комплекса, транспортной сферы.

Взаимосвязь Краснодарского края и Республики Крым обусловлена географической, исторической и культурной близостью. Однако, до сих пор всплывают обсуждения по поводу обостряющейся конкуренции в отдельных отраслях родственных субъектов. По мнению наших экспертов, решение о развитии на основе объединения и кооперации зрело на благодатной почве многолетнего взаимодействия, а современные реалии ускорили его принятие.

Зачем?

Профессор МГУ, доктор экономических наук Андрей Колганов в беседе с «ЯСНО» отметил, что если говорить о причинах, побуждающих Крым и Кубань к выработке общей стратегии развития, то с экономической точки зрения речь может идти, во-первых, о стремлении избежать параллелизма в развитии во многом схожих по специализации регионов, расположенных по соседству, и, во вторых, об использовании возможностей кооперации, сложения усилий путем совместно решения проблем, общих для обоих субъектов Российской Федерации.

«И Краснодарский край, и Республика Крым (вероятно, сюда целесообразно подключить и Севастополь) имеют отраслями своей специализации производство овощей и фруктов, виноделие и оказание туристических услуг. Крым во многом опирается на транспортную инфраструктуру Кубани, а с вводом в действие шоссейно-железнодорожного моста через Керченский пролив и организацией регулярных морских сообщений связность транспортных инфраструктур регионов только усилится. Все это создает благоприятную почву для реализации совместных проектов в отраслях специализации. Это могут быть и научно-исследовательские работы в интересах обоих регионов, и логистические и маркетинговые проекты, направленные на оптимизацию потоков снабжения и продвижения готовой продукции как на внутренний рынок страны, так и за рубеж. Это может быть организация сквозных туристических маршрутов, в том числе морских круизов, охватывающих курорты и достопримечательности как Кубани, так и Крыма», - прокомментировал профессор Колганов.

Социальный технолог, член комитета по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий Законодательного Собрания Краснодарского края Николай Петропавловский, считает, что это решение своевременное и необходимое, так как на сегодняшний день из-за транспортной блокады Крыма около 80 % пассажиро- и грузопотока идет через территорию Краснодарского края, который стал транспортным коридором в Крым, и поэтому у обоих регионов общие задачи и проблемы.

Николай Петропавловский также пояснил, что еще до 2014 года между Крымом и Краснодарским краем было подписано межпарламентское соглашение о сотрудничестве в законотворческой и правоприменительной практике.

«Это важно, так как Россия - большая страна со множеством субъектов, специфика проблем которых кардинально разнится в зависимости от их географии. Представителям властей края бывает сложно объяснить в Правительстве РФ специфику Юга и остроту его проблем. Теперь появился субъект со схожим набором проблем, курортно-рекреационными характеристиками, экологической и коммунальной нагрузкой. Добиваться положительных результатов в Правительстве и Думе РФ теперь будет в два раза легче», - считает Николай Петропавловский.

Крым

Председатель Краснодарского краевого отделения «ОПОРА России» Даниэль Башмаков заявил, что подписанный главами регионов протокол – шаг вполне предсказуемый.

«Сотрудничество регионов активно с самого начала. Уже в апреле 2014 года мы проводили обучающие семинары для предпринимателей Крыма по особенностям законодательства РФ, консультировали их по особенностям российского бизнеса. Соглашение сделает это сотрудничество более масштабным и активным, но для этого нам всем нужен мост! Ограниченная транспортная доступность снижает интенсивность туристических и грузовых потоков и, следовательно, всего сотрудничества в целом», - считает Даниэль Башмаков.

Лидер проекта «НАЗЕМКА-Наземное метро Краснодарской агломерации», экономист Евгений Змиев отметил, что единая стратегия будет весьма кстати, особенно в сфере туризма.

«На данный момент времени уже открыта Турция, а это самый главный центр притяжения курортников со всей России, и, соответственно, ожидается спад количества отдыхающих на побережье Краснодарского края и Крыма в текущем сезоне, поэтому регионам лучше сотрудничать, вырабатывать общие практики, стандарты, правила обслуживания курортников, ценовую политику, чтобы совместно сохранить и приумножить поток туристов. Всегда лучше сотрудничать, решать проблемы сообща в интересах потребителей и отдыхающих, чем жестко конкурировать друг с другом», - рассказал Евгений Змиев.

С мнением большинства экспертов согласен и Анатолий Ротаренко, заместитель директора «Центра координации поддержки экспорта».

«Крыму важно сотрудничать с нами, так как по российскому законодательству мы работаем 27 лет, а предприниматели полуострова - 3 года. Им пока сложно встроиться в наш правовой и административный формат. Мы можем им помочь сделать это быстрее и эффективнее. Обмен опытом, совместная подготовка специалистов - такая работа уже ведется, теперь она станет более активной», - уверен Анатолий Ротаренко.

Риски и перспективы

Региональная дружба имеет неоспоримые преимущества, однако, у монеты всегда две стороны: не таит ли такое тесное объединение скрытые риски для Кубани. Эксперты склонны оценивать такое единство больше в позитивном ключе, а возможную внутреннюю конкуренцию как стимул для повышения качества местных товаров и услуг.

«Каждый регион чем-то отличается от своих соседей. Юг довольно маленький по сравнению со всей Россией, поэтому работы хватает всем: и кубанцам, и крымчанам. Здоровая конкуренция между субъектами даст улучшение качества товаров и услуг, а это позволит нам быть более достойными по сравнению с зарубежными курортами - Турцией, Египтом и другими. Сейчас турпоток за границу искусственно сдерживается, что дает возможность местному бизнесу повысить свою конкурентоспособность на мировом рынке. Это станет катализатором развития въездного туризма на Юге России», - рассказал «ЯСНО» Анатолий Ротаренко.

Евгений Змиев уверен, что рисков нет, потому что Кубань по сравнению с Крымом предлагает более высококачественные туристические услуги.

«В Крыму еще есть инфраструктурные недостатки, хотя это и компенсируется отрывом в ценовой политике. Кубань представлена более дорогими и качественными курортами. С открытием крымского моста туристический поток через территорию края увеличится в разы, поэтому мы находится в привилегированном положении даже с точки зрения логистики. Обслуживая проезжающих в Крым, мы имеем возможность показать свое «лицо»: сельхозпродукцию, местные товары и услуги. Сотрудничество полезно обоим регионам, и в первую очередь Крыму», - считает Евгений Змиев.

Набережная Ялты

Отвечая на вопрос, не получится ли, что более развитая Кубань будет «тащить» Крым, московский профессор Андрей Колганов говорит, что речь вообще не должна идти об этом.

«Общая стратегия развития должна строиться на реализации экономически эффективных и взаимовыгодных проектов, нацеленных на рост экономики обоих регионов и подъем благосостояния их жителей. Разумеется, есть и такие проблемы, для решения которых в обозримой перспективе возможностей регионов может и не хватить. Однако и постановка вопросов на федеральном уровне будет более успешной, если она будет выступать как совместная инициатива», - говорит Колганов.

«Конкуренция, конечно, может быть в сфере туризма. Однако прошедший сезон показал, что эта проблема не стоит остро: кубанские отели были хорошо заполнены весь сезон. Совместное развитие экскурсионных маршрутов будет дополнительным плюсом для наших регионов. Пока Крым немного отстает от соседей по уровню развития, и здесь важна наша помощь. Крым - это новые возможности и рынки для наших предпринимателей. Я бы не боялся конкуренции, которая может возникнуть. Она, наоборот, поможет улучшить положение в каждом субъекте», - отметил Даниэль Башмаков.

На какой срок и кто должен стать стратегами?

Эксперты высказали и свое мнение по поводу оптимального периода, на который будет разрабатывается единая стратегия Крыма и Краснодарского края, а также о возможных ее разработчиках.

Николай Петропавловский считает, что стратегию лучше разрабатывать на период от 3 до 8 лет.

«Действие любого документа можно оценить только через 2 года. Поэтому срок разработки должен включать в себя несколько таких циклов с обязательной ежегодной корректировкой основных показателей развития субъектов. В группу разработчиков стратегии необходимо включать экспертов в сфере транспорта, туристического сектора, законотворчества, экологии, экономистов, депутатов, представителей органов исполнительной власти», - пояснил Николай Петропавловский.

Крым

В свою очередь Евгений Змиев считает, что срок разработки стратегии не должен быть более 5 лет. Стратегия на этот срок позволит определить формат и заложить базу сотрудничества с учетом введения в эксплуатацию крымского моста через год-полтора.

«Этот фактор - определяющий для совместной стратегии. Для разработки нужны представители курортных организаций Черноморского и Азовского побережий, агропромышленного комплекса, сотрудники краевой администрации, курирующие экономику, инвестиции, земельные вопросы, туризм, промышленность, законодательные власти, которые смогут усовершенствовать правовое поле в сфере государственно-частного партнерства», - рассказал Евгений Змиев.

«Совместную стратегию Крыма и Краснодарского края нужно разрабатывать с учетом контрольных точек, в которых можно оценивать уровень достижения плановых показателей совместного развития. Срок 3-5 лет наиболее подходящий, хотя должен быть и долгосрочный проект до 2030 года. К разработке живой стратегии надо привлечь экспертов из российских регионов, владеющих информацией и инструментами решения проблем, схожих с крымскими», - подытожил Даниэль Башмаков.

Таким образом, сотрудничество с Крымом обещает стремительное развитие и позитивные перспективы всем участникам соглашения. Теперь надо только ждать превращения плановых показателей в реальную статистику.

Олеся Кранда

Короткая ссылка на новость:http://yasnonews.ru/~fsBsb

Версия для печати

Поделиться с друзьями

Telegram.png
«Ясно» теперь и в Telegram. Свежие аналитические сводки о политической, экономической и социальной погоде на Кубани здесь  



 ТРЕНДЫ 

Абхазия


1+1=11 ??


Энергетическая революция


Воевода делится секретами


0.jpg


11.jpg


7ClNQ8S9EYo.jpg

Система Orphus